logo
6 тема Государственные ценные бумаги

Коносамент

Коносамент (от франц. «connaissement») - вид ценной бумаги, документ, содержащий условия договора морской перевозки груза.

Коносаментом признается товарораспорядительный документ, удостоверяющий право ее держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить груз после завершения перевозки. Он применяется при морских перевозках. Основные правила обращения этого документа, и его реквизиты содержатся в ст. 142 - 149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999г. № 81-ФЗ.

В соответствии со ст. 142 Кодекса торгового мореплавания РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в пп. 3-8 п. 1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных. Право перевозчика на возмещение убытков отправителем не устраняет ответственность перевозчика по договору морской перевозки груза перед любым лицом, иным чем отправитель.

В соответствии с п. 1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ в коносамент должны быть включены следующие данные:

  1. наименование перевозчика и место его нахождения;

  2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

  3. наименование отправителя и место его нахождения;

  4. наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

  5. наименование получателя, если он указан отправителем;

  6. наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

  7. внешнее состояние груза и его упаковки;

  8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

  9. время и место выдачи коносамента;

  1. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

  2. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Таким образом, коносамент — это безусловное обязательство морс­кого перевозчика доставить груз по назначению в соответствии с условия­ми договора перевозки. Отсутствие сведений о перевозимом грузе лиша­ет коносамент статуса ценной бумаги.

К коносаменту обязательно прилагается страховой полис на груз. По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

В соответствии со ст. 146 Кодекса торгового мореплавания РФ коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

Коносамент передается (в том числе выступает в качестве средства инвестирования) с соблюдением следующих правил:

Особенностью коносамента как ценной бумаги является то, что при его составлении в нескольких подлинных экземплярах выдача груза по первому предъявленному коносаменту прекращает действие остальных экземпляров.