logo
Факультет Управления / Курсовые, дипломные работы, отчёты по практике / Отчёт о практике

Система управления рисками при осуществлении операций с использованием пластиковых карт

Система управления рисками при осуществлении операций с использованием банковских карт является частью общей системы внутреннего контроля Банка за рисками банковской деятельности и представляет собой комплекс взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и минимизацию ущерба, а также предупреждение или своевременное выявление проблем, которые могут привести к убыткам Банка.

Принципы управления рисками при осуществлении операций с использованием банковских карт, а также используемые при этом инструменты и методы аналогичны используемым при проведении других банковских операций и регламентированы Положением «Положение о контроле за основными видами рисков АБ «БПФ» (ЗАО)». При этом основным принципом управления рисками при осуществлении операций с использованием банковских карт остается невозможность принятия положительного решения о проведении банковской операции, предоставлении Клиентам услуг (продуктов) без соблюдения предусмотренных внутрибанковскими документами надлежащих процедур.

  1. Кредитный риск– риск возникновения у Банка убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником – держателем банковской карты финансовых обязательств перед Банком. Оценка кредитного риска по разрешенным и неразрешенным овердрафтам, а также выданным владельцам кредитных карт кредитам, осуществляется Кредитным Управлением в соответствии с внутренними документами Банка по оценке кредитного риска и утвержденными методиками. Основным инструментом для снижения уровня риска является создание адекватных резервов на возможные потери в соответствии с требованиями Банка России.

  2. Страновой риск(включая риск неперевода средств) – риск возникновения у Банка убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства, независимо от финансового положения самого контрагента. При осуществлении операций с банковскими картами реализация данного риска фактически нивелируется спецификой технологии проведения расчетов с использованием банковских карт и Правилами Платежных систем.

  3. При проведении расчетов с использованием банковских карт Банк принимает на себя валютный риск – риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранный валют по открытым кредитной организацией позициям в иностранный валютах. Подверженность данному риску определяется степенью несоответствия размеров активов и обязательств в той или иной валюте (открытой валютной позицией - ОВП). Основным методом оценки и контроля за валютным риском является расчет открытых позиций в иностранных валютах и строгое соблюдение установленных внутренними документами Банка лимитов. При этом так как Правилами Платежных систем наложены ограничения на размер разовых операций по выдаче наличных денежных средств с использованием банковской карты, и Банк ограничивает суммы выдачи наличных в течение операционного дня, открытая валютная позиция подтверждена незначительным колебаниям вследствие проводимых клиентами операций по снятию/внесению денежных средств в валюте, отличной от валюты счета.

  4. Риск ликвидности – риск убытков вследствие неспособности Банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации и/или возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств. Оценка и управление риском ликвидности при проведении операций с использованием банковских карт осуществляется в рамках общих процедур по управлению данным видом писка, принятых в Банке и проводимых согласно Положению о контроле за основными видами рисков АБ «БПФ» (ЗАО)».

  5. Операционный риск – риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности Банка и требованиям действующего законодательств внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими Банка (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности функциональных возможностей (характеристик) применяемых Банком информационных, технологических и других систем и/или их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Для предотвращения нарушений работниками Банка законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Банке функционирует система внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, являющаяся составной частью системы внутреннего контроля в Банке, организуемой в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в порядке, установленном Банком России.

Риск возникновения убытков в результате мошенничества и противоправных действий сторонних по отношению к Банку лиц минимизируется обязательными процедурами авторизации, предусмотренными договором, заключаемым предприятиями торговли и сервисного обслуживания с Банком – эквайером и Правилами международных платежных систем. Процедуры авторизации обязательны при проведении операций обычно на сумму свыше 50-100$ США (эквивалентной сумме в любой валюте). При проведении операции, например, на сумму свыше 10 000$ США обслуживающее предприятие вправе связаться с Банком-эмитентом и провести детальную идентификацию клиента, в том числе с использованием анкетных данных Держателя карты.

Методы снижения операционного риска, возникающего вследствие отказов/сбоев информационных, технологических и других систем и/или нарушений их функционирования и меры, принимаемые Банком в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, описаны во внутренних документах по вопросам информационной безопасности и регламентированы соответствующими утвержденными Планами действий.

  1. Правовой рискиРиск потери деловой репутации– риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

Для выявления и оценки возникновения правового риска и риска потери деловой репутации, эффективной оценки уровня риска, используются следующие методы:

Эффективное управление банковскими рисками при проведении операций с использованием банковских карт достигается Банком постоянным мониторингом уровня банковских рисков, проводимым Управлением пластиковых карт, своевременным доведением до сотрудников Банка информации о текущем состоянии и недостатках внутреннего контроля до органов управления Банком.