logo
ВКР Бессольцева А

Анализ кредитования физических лиц

Кредитование физических лиц является одним из основных видов деятельности любого банка, поэтому его анализ может быть проведен по множеству направлений, объединение которых позволит сделать действительно верные и полноценные выводы касательно кредитной политики банка, и возможно что-то в ней изменить в лучшую сторону.

Анализ объема операций по кредитованию физических лиц.

В структуру кредитного портфеля частных лиц ОАО «Банк Уралсиб» входят договора по ипотечным кредитам, потребительским ссудам, автокредитованию, кредитным картам, а также по некоторым другим видам кредитных продуктов (таблица 5).

Таблица 5 – Структура кредитного портфеля частных лиц Банка, тыс. руб.

Вид кредитного продукта

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Ипотечные кредиты

29604751

32273296

40201509

Потребительские ссуды

18383856

18721412

19328241

Автокредитование

10119491

11534439

12553592

Кредитные карты

1530134

1986722

2219376

Прочие кредиты

1672863

2263426

2844053

Всего кредитов частным лицам (брутто)

61311095

66779295

77146771

Как видно из таблицы совокупный объем кредитного портфеля частных лиц по итогам 2009 г. достиг 77146771 тыс. руб., что превысило общую сумму кредитов, выданных физическим лицам за 2007 г. на 25,83% (рисунок 7).

Рисунок 7 – Совокупный объем кредитного портфеля частных

лиц, тыс. руб.

На протяжении последних лет ОАО «Уралсиб» принимает активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», и подтверждением этого является включение ипотечного кредитования в перечень стратегических продуктов Банка. Ипотечные кредиты являются самым востребованным в банке видом кредитных продуктов, поэтому его доля в общем портфеле кредитования физических лиц составляет 52,11 % (в 2009 г.). Ипотечное кредитование развивается динамичными темпами, и за анализируемый период объем выданных населению ипотечных кредитов возрос на 35,8%, составив около 40201,6 млн. руб., что наглядно проиллюстрировано на рисунке 8. За 2009 г. было выдано 16818 ипотечных кредитов, что почти в два раза превышает показатель 2007 г. (8846 кредитов).

Рисунок 8 – Динамика ипотечного портфеля Банка, тыс. руб.

Динамика потребительского кредитования свидетельствует о том, что ОАО «Уралсиб» выбрал верный путь его продвижения и развития на рынке розничного кредитования. Скорость и удобство получения кредита, высокий уровень сервиса, рыночные ценовые параметры — все это делает потребительское кредитование Банка «Уралсиб» удобным и эффективным инструментом повышения качества жизни его заемщиков. Это подтверждается тем, что в 2009 г. Банк увеличил объем потребительского кредитования до 19328241 тыс. руб., что на 5% выше, чем в 2007 г. (рисунок 9). И доля потребительского кредитования по итогам 2009 г. составила 25% от совокупного объема портфеля кредитования частных лиц.

Рисунок 9 – Динамика портфеля потребительских кредитов Банка,

тыс. руб.

ОАО «Банк Уралсиб» является активным игроком на рынке автокредитования. Присутствие в многочисленных автосалонах, наличие специальных маркетинговых программ, приемлемые ценовые параметры — все это выгодно отличает «Уралсиб» на рынке кредитования частных лиц на покупку автотранспорта. Это позволило добиться Банку внушающих результатов: в течение 2008 г. Банк увеличил объем автокредитования до 12553592 тыс. руб., что почти на четверть выше показателя 2007 г. (рисунок 10). Доля автокредитования в общем портфеле кредитования физических лиц составляет около 16%.

Рисунок 10 – Динамика портфеля автокредитов Банка, тыс. руб.

Ссудная задолженность по кредитным картам за исследуемый период также увеличилась – с 1530134 тыс. руб. по итогам 2007 г. до 2219376 тыс. руб. в 2009 г. (возросла почти на половину). Банк специализируется на реализации кредитных карт среди сотрудников организаций, получающих зарплату на открытые в Банке карточные счета. Это позволяет минимизировать соответствующие кредитные риски и предоставлять клиентам максимальный уровень сервиса.

Рост объема выдачи других видов кредита также свидетельствует об успешных результатах деятельности «Уралсиба», поддерживать и улучшать которые – одна из важнейших задач Банка.

Что касается качества кредитов физическим лицам, то объем просроченной ссудной задолженности ОАО "Уралсиб" по итогам 2009г. составил 14045,97 млн. руб. (18,2% кредитного портфеля частных лиц), уменьшившись за отчетный период на 59,35 млн. руб. Резервы на возможные потери сократились на 227,79 млн. руб. и составили на отчетную дату 25282,8 млн. руб. (32,7% кредитного портфеля). Сформированные банком резервы на возможные потери по ссудам покрывают текущую просроченную ссудную задолженность с коэффициентом 1,18. На отчетную дату кредитный портфель банка характеризуется значительно более высокой долей просроченной ссудной задолженности относительно аналогичного среднего показателя 300 крупнейших банков в 6.29%, что является не слишком хорошим показателем деятельности Банка.

Анализ доходности операций по кредитованию физических лиц.

Основным фактором роста процентных доходов ОАО «Банк Уралсиб» является увеличение объемов кредитного портфеля. При этом непосредственное влияние на величину процентных доходов оказывает ставка доходности кредитного портфеля Банка.

Однако средняя фактическая ставка доходности кредитного портфеля частных лиц увеличилась за исследуемый нами период незначительно – на 0,9 процентных пункта, с 12,8% в 2007 г. до 13,7% в 2009 г. Столь незначительное изменение связано с тем, что основной прирост кредитного портфеля был обеспечен за счет увеличения объема ипотечного кредитования, которое составляет большую часть кредитного портфеля Банка. А для ипотечных кредитов характерна более низкая процентная ставка по сравнению с другими видами розничных кредитов и длительная дюрация, в связи с чем рост доходности кредитного портфеля розничных клиентов происходит медленными темпами.

Встает законный вопрос: от чего зависит доходность операций по кредитованию физических лиц? Какие факторы в большей, а какие – в меньшей степени влияют на доходность этих операций.

Проанализируем доходность операций по кредитованию физических лиц на основе данных о деятельности ОАО «Уралсиб» в данной сфере на протяжении 2007-2009 гг. (данные для анализа приведены в приложении К).

Расчеты будем выполнять с показателями, взятыми в среднем за анализируемый период – то есть средние за год. Проведем анализ доходности активов, вложенных в основные виды кредита, наиболее востребованные клиентами-заёмщиками Банка: автокредитование, ипотечное кредитование и потребительское кредитование (в приложении К данный вид кредита носит наименование «Кредиты на неотложные нужды и ТНП»). За базисный период примем 2007 г. за отчетный – 2009 г.

Итак, проанализируем для начала доходность операций по автокредитованию физических лиц. Расчет о доходности активов, вложенных в автокредиты, по данным базисного периода выполним по формуле (2):

Дальнейший факторный анализ выполним на основании формул (3), (4) и (5), соответственно:

Теперь рассчитаем изменение доходности за счет влияния отдельных факторов. За счет среднемесячного объема выданных автокредитов (расчет произведём по формуле (6)):

Изменение доходности за счет влияния средней годовой процентной ставки по автокредитам рассчитаем по формуле (7):

И наконец, изменение доходности за счет влияния общего количества выданных автокредитов рассчитаем по формуле (8):

Расчет общего изменения доходности активов, вложенных в автокредиты, за исследуемый период, в свою очередь, выполним по формуле (1.9) и оно будет равно:

Видим, что доходность активов, вложенных в автокредиты, по итогам 2009 г. возросла до 0,0445 млн. руб. в расчете на один кредит, что на 17,4% выше показателя 2007 г.. При этом наибольшее влияние на рост доходности оказало общее количество кредитов. То есть Банк, в первую очередь, ориентируется на повышение числа клиентов.

Повышение средней годовой процентной ставки оказалось вторым по значимости фактором. Это объясняется тем, что автокредитование – довольно-таки рисковый вид кредита, и Банк предпочитает повышать свои доходы скорее получением больших процентов с одного кредита, нежели увеличением размеров предоставляемых кредитов.

Аналогично проанализируем доходность других видов кредитных продуктов, по ипотечному и потребительскому кредитованию.

Анализ ипотечного кредитования показал, что доходность активов, вложенных в данный вид кредитов, по итогам 2009 г. возросла до 0,1700 млн. руб. в расчете на один кредит, что на 35% выше аналогичного показателя за 2007 г. Данное изменение произошло за счет:

Таким образом, в отношении ипотечного кредитования ОАО «Банк Уралсиб» придерживается политики стабильности: для Банка наиболее приоритетным направлением является увеличение ипотечного кредитного портфеля, привлечение новых клиентов, нежели изменение величины годовых процентных ставок.

Проведённый анализ доходности потребительского кредитования позволил сделать следующие выводы: доходность активов, вложенных в потребительские кредиты, снизилась по сравнению с показателем 2007 г. на 19,7% и составила 0,0548 млн. руб. в расчете на один кредит (по итогам 2009 г.). Данное изменение произошло за счет:

В отношении потребительского кредитования ОАО «Уралсиб» изначально ориентируется на выдачу небольших по размерам кредитов огромному числу заемщиков. Но как мы видим, данная политика привела к уменьшению доходности с одной операции по потребительскому кредитованию. Возможно, стоит изменить условия предоставления кредита: например, повысить минимальный размер предоставляемого физическим лицам потребительского кредита.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что высокая доходность операций по кредитованию физических лиц, как бы не корректировались из года в год процентные годовые ставки по кредитам и иные условия кредитования, формируется лишь при использовании банками определенных маркетинговых приемов, направленных на стимулирование спроса на кредиты со стороны населения. Если кредиты не будут востребованы, то даже высокие процентные ставки не принесут Банку желаемого дохода, если принесут его вообще.