2.1. Содержание и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разра-
ботанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в об-
ласти организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью
этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на
воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста,
повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения,
стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стра-
тегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
В общем виде целью государственного регулирования экономики являет-
ся достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной
страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является
одной из составных частей государственной экономической политики, вклю-
чающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономи-
ческую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-
кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономиче-
33
ского роста и совпадает со стратегической целью государственной эконо-
мической политики.
Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-
кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются до-
вольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изме-
нение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав
конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, цен-
тральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать целе-
вые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые
влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели назы-
вают промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве
промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процент-
ная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели
основан на следующих критериях:
• быстрота измерения и доступность информации о целевом пара-
метре;
• возможность контроля и управления с помощью инструментов цен-
трального банка;
• согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.
Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую до-
биться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается набор пере-
менных, которые называют тактическими целями или операционными про-
цедурами, т. е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые цен-
тральный банк может воздействовать непосредственно. Это могут быть банков-
ские резервы, денежная база, ставки межбанковского рынка и т. п.
Определив промежуточную и тактическую цели, центральный банк вы-
бирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на
заданном уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Та-
кие действия центрального банка называют таргетированием. В последнее
время вместо термина «таргетирование» Банк России чаще использует термин
«ориентиры денежно-кредитной политики».
Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации эко-
номики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоя-
щими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, проме-
жуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например,
если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремит-
ся к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке ме-
роприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавли-
ваемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели де-
нежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, –
учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный
банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положи-
тельном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно
проводить политику таргетирования инфляции и т. п.
34
Схематически политику таргетирования инфляции можно представить
следующим образом. Центральный банк увеличивает предложение денег, пред-
лагая банковской системе дополнительные резервы, если уровень цен опускает-
ся ниже запланированных параметров, и, наоборот, сокращает предложение де-
нег, если инфляция превышает заданные границы.
Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной
политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами де-
нежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, цен-
тральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника де-
нежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непо-
средственного регулирования массы денег в обращении центральный банк ис-
пользует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем,
меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте.
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос
на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» де-
нег – ставки процента. Выбор и достижение поставленных промежуточных це-
лей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного
рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги. Равнове-
сие на денежном рынке подвижно, т. е. оно постоянно меняется под воз-
действием ряда факторов.
Представим, что предложение денег меняется, а спрос на деньги остается
постоянным. При увеличении предложения денег возникает их кратковремен-
ный избыток. Население стремится уменьшить свои денежные запасы, не при-
носящие процентов, покупкой других финансовых активов (например, облига-
ций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная
ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег
падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы
постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на ру-
ках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предло-
жении денег и меньшем проценте. При уменьшении предложения денег будут
происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то
равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первона-
чальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке
процента.
Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег
может быть скорректирован центральным банком, т. е. для того, чтобы не вы-
звать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.
Предположим теперь, что спрос на деньги меняется, а предложение
остается неизменным. Если, например, спрос на деньги поднялся вследствие
роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. требуется
больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной
экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в
денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может
установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента) .
35
При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут
происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливает-
ся при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.
При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги
может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не
повышалась процентная ставка.
В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут
меняться цели денежно-кредитной политики.
Относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана
с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени
между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры
в области денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также
между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня
цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка
может не быть достаточной информации. Затем происходит осознание необхо-
димости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и
начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономи-
ке может поменяться.
Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной де-
нежно-кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в России
большое влияние оказывают структурные и административные факторы (на-
пример, административное повышение цен на платные услуги, устанавливае-
мые правительством). Банк России с помощью мероприятий денежно-
кредитной политики может «сгладить» «шок» в экономике, но, естественно, с
определенным, достаточно длительным лагом.
- Глава 1. Общеэкономические и правовые основы
- Глава 2. Денежно-кредитная политика центрального банка.................... 32
- Глава 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики............. 41
- Глава 4. Регулирование эмиссионно-кассовых операций......................... 70
- Глава 5. Организация системы безналичных расчетов
- Глава 1. Общеэкономические и правовые основы
- 1.1. Сущность центрального банка
- 1.2. История развития центральных банков
- 1.4. Цели и задачи центрального банка
- 1.5. Функции Банка России
- 1.6. Операции и сделки Банка России
- 1.7. Организационная структура Банка России
- Глава 2. Денежно-кредитная политика
- 2.1. Содержание и цели денежно-кредитной политики
- 2.2. Концепции денежно-кредитной политики
- 2.4. Разработка денежно-кредитной политики Банком России
- Глава 3. Методы и инструменты
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Инструменты денежно-кредитной политики
- 3.2.1. Система резервных требований
- 3.2.2. Процентная политика
- 3.2.3. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.2.4. Операции на открытом рынке
- 3.2.5. Валютные интервенции
- 3.3. Факторы, определяющие эффективность использования
- Глава 4. Регулирование эмиссионно-кассовых
- 4.3. Выпуск наличных денег в обращение
- Глава 5. Организация системы безналичных
- 5.1. Понятие и структура платежной системы Банка России
- 5.3. Меры по обеспечению безопасности и защите информации
- Глава 6. Валютное регулирование и валютный контроль
- 6.1. Понятие и цели валютной политики
- 6.3. Организация Банком России валютного контроля
- Глава 7. Международная и внешнеэкономическая
- Глава 8. Функция финансового агента
- 8.1. Банк России как орган государственного
- Глава 9. Банковское регулирование и надзор
- 9.2. Содержание банковского надзора
- 9.3. Лицензионная деятельность Банка России
- 9.4.1. Содержание дистанционного надзора