1.7. Организационная структура Банка России
Центральный банк является общенациональным общественным денеж-
но-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основопо-
лагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации,
обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.
Различают следующие принципы:
• принцип централизации деятельности;
• принцип разделения властных полномочий по соответствующим уров-
ням управления;
• функциональный принцип;
• принцип согласования с интересами других экономических субъектов.
Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка.
Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер,
звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного цен-
тра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим
органом Банка России – выступает Совет директоров. В каждой стране принята
своя система верховной власти центральных банков.
Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство
денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшело-
нах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления цен-
трального банка как системы.
Наряду с принципом централизованного построения немаловажное значе-
ние имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уров-
ням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной
власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделя-
ются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые
центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения
26
инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные
заведения, службы безопасности и др.)
Важнейшим принципом организационного построения центрального банка
является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его дея-
тельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регули-
рующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются
так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а
также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены за-
конодательством.
Рассмотрим действие данного принципа на примере Банка России.
У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых за-
местителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:
у одного из них – это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Цен-
тральное хранилище и др.;
у второго – Сводный экономический департамент, Департамент операций
на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент междуна-
родных финансово-экономических отношений и др.;
у третьего – Департамент платежных систем и расчетов, Операционное
управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюд-
жетных фондов и др.;
у четвертого – Департамент банковского регулирования и надзора, Депар-
тамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных
организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.
Функциональный принцип действует и в структуре другого звена – тер-
риториальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в об-
ласти денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное
кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо че-
рез свои операционные управления, либо в порядке передоверия расчетно-
кассовым центрам (РКЦ).
Существенное значение в организации деятельности центральных банков
имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов.
Центральный банк в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими
экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый на-
ми принцип требует от центрального банка такого рода организации управле-
ния, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интере-
сы других субъектов, а с другой – не противоречила бы, не мешала бы выпол-
нению его главных целей и задач.
Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в
деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому за-
конодательству, министр финансов Российской Федерации и министр эко-
номики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному
из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом
совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Прави-
тельства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о
27
предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют
свою политику, организуют регулярные консультации.
При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед при-
нятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними
консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по во-
просам регулирования банковской деятельности.
Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационно-
го построения Центрального банка РФ играет создание Национального банков-
ского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает
концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты ос-
новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,
политики валютного регулирования и валютного контроля и др.
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизо-
ванную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:
1. Национальный банковский совет;
2. Совет директоров;
3. Центральный аппарат;
4. Территориальные учреждения;
5. Расчетно-кассовые центры (РКЦ);
6. Полевые учреждения;
7. Предприятия инфраструктуры.
Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек,
назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Феде-
рации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом РФ, трое – Прави-
тельством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.
Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется орга-
ном государственной власти, направившим их в состав Национального банков-
ского совета.
В компетенцию Национального банковского совета входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение на основе предложений Совета директоров на оче-
редной год:
• общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
• общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
• общего объема капитальных вложений;
• общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета
директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России,
дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и
медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капиталь-
ных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административ-
но-хозяйственных расходов;
28
4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы
Российской Федерации;
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики;
6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах
кредитных организаций;
7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по ос-
новным вопросам деятельности Банка России:
• реализации основных направлений единой государственной денеж-
но-кредитной политики;
• банковского регулирования и банковского надзора;
• реализации политики валютного регулирования и валютного кон-
троля;
• организации системы расчетов в Российской Федерации;
• исполнения сметы расходов Банка России;
• подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных
актов в области банковского дела;
9) рассмотрение других вопросов в соответствии с Законом « О Централь-
ном банке Российской Федерации».
Высший орган власти Банка России – Совет директоров, решающий
наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав
Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые ра-
ботают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назна-
чаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по пред-
ставлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Россий-
ской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает
решения по поводу:
• выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества
выпуска наличных денег;
• установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;
• величины резервных требований в процентах к обязательствам кредит-
ных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;
• списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обес-
печения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечи-
ваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;
• изменения процентных ставок Банка России;
• пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных
кредитов;
• лимитов операций на открытом рынке;
• участия в международных организациях;
• участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка
29
России, его учреждений, организаций и служащих;
• купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка
России и его служащих;
• прямых количественных ограничений;
• организации формирования резервов кредитных организаций.
В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:
• принимает решение о создании для Банка России органа банковского
надзора;
• устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;
• определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;
• принимает решения по проведению мероприятий в целях финансово-
го оздоровления кредитных учреждений;
• определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систе-
му Российской Федерации;
• разрешает создание по экономическим регионам территориальных
учреждений;
• дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручи-
тельств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.
В рамках организации своей деятельности как самостоятельного
юридического лица, обладающего определенными финансовыми
возможностями, Совет директоров:
• вносит предложения в Государственную думу об изменении своего устав-
ного капитала;
• утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государствен-
ной Думе;
• определяет порядок образования и использования резервов и фондов;
• вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды;
• устанавливает структуру своего баланса.
Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном
управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет ди-
ректоров:
• разрабатывает структуру Банка России;
• определяет и утверждает порядок своей работы;
• принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций
Банка России;
• утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы
предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;
• утверждает перечень должностей служащих Банка России;
• устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России,
членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других
служащих Банка России;
• определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанно-
сти и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;
• создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служа-
щих;
30
• организует страхование жизни и медицинское страхование персонала
Банка России и др.
Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспе-
чивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на
должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению
Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя
Банка России более трех сроков подряд. Председатель является высшим долж-
ностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его дея-
тельность.
Председатель Центрального Банка Российской Федерации:
• действует от имени Банка;
• представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами
государственной власти, коммерческими банками, организациями зарубежных
стран и международными организациями, другими учреждениями и организа-
циями;
• назначает на должность и освобождает от должности заместителей
Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
• подписывает приказы и издает указания, обязательные для всей систе-
мы Банка России.
Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых яв-
ляется функциональным подразделением по основным направлениям дея-
тельности. Именно они анализируют экономические события, состояние бан-
ковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-
кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета
директоров и Председателя Банка России.
Ко второму уровню системы Центрального банка Российской Федерации
относятся территориальные учреждения – главные территориальные управ-
ления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.
Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица,
они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены.
В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный
характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства
без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.
Главные территориальные управления без согласования с Банком России
также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс
главного территориального управления является составной частью баланса
Банка России.
Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на
базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответст-
венность по данным договорам несет его центральный аппарат.
Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций
на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение
единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений,
надзора за деятельностью коммерческих банков.
31
В состав территориальных учреждений входят расчетно-кассовые цен-
тры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские пла-
тежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-
кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального
казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных
фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федераль-
ными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной
основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, не-
которые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам
операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).
Каждый РКЦ имеет:
а) наименование, включающее названия того населенного пункта, где он-
территориально функционирует, и соответствующего территориального управ-
ления, в состав которого он входит;
б) идентификационный код (номер по МФО);
в) печать со своим наименованием и изображением Государственного
герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения
возложенных на него полномочий.
Полевые учреждения – третий уровень системы Банка России. Они
предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и
организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и
территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в от-
личие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются воен-
нослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Мини-
стерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием
и некоторыми другими банковскими операциями.
В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие
его эффективное функционирование. Среди них:
• учреждения, поддерживающие его деятельность в области регулирова-
ния денежного оборота (вычислительные центры, центральные хранилища,
Российское объединение инкассации и др.);
• учреждения, организующие информационное обеспечение централь-
ного банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федера-
ции функционирует Департамент информационных систем, руководителем ко-
торого по должности является заместитель Председателя Банка России. Важное
место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защи-
ту банковской информации, защиту платежных документов;
• учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банков-
ского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров, и др.
Важно отметить, что в структуре управления Банка России функциони-
рует юридический департамент, непосредственно подчиненный Председателю
Банка России. Юридические подразделения функционируют и во втором уров-
не системы Банка России.
32
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какие методологические требования следует учитывать при раскрытии
сущности центрального банка?
2. Что является главным в деятельности центрального банка и чем он от-
личается от коммерческого банка?
3. Раскройте содержание английской модели национального центрального банка.
4. В чем состоят особенности правового статуса Банка России?
5. Почему важна независимость центрального банка? По каким критери-
ям можно оценить степень политической и экономической независимости цен-
трального банка?
6. Можно ли Банк России считать независимым центральным банком?
7. Можно ли разделить функции центрального банка между различными
институтами? Ответ аргументируйте.
8. Какие статьи активов и пассивов баланса Банка России являются важ-
нейшими с точки зрения денежно-кредитной политики?
9. Что представляет собой организационная структура Банка России?
10. Какие вопросы деятельности Банка России относятся к компетенции
Национального банковского совета и Совета директоров?
11. Каковы особенности деятельности расчетно-кассовых центров?
12. Назовите учреждения инфраструктуры Банка России.
- Глава 1. Общеэкономические и правовые основы
- Глава 2. Денежно-кредитная политика центрального банка.................... 32
- Глава 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики............. 41
- Глава 4. Регулирование эмиссионно-кассовых операций......................... 70
- Глава 5. Организация системы безналичных расчетов
- Глава 1. Общеэкономические и правовые основы
- 1.1. Сущность центрального банка
- 1.2. История развития центральных банков
- 1.4. Цели и задачи центрального банка
- 1.5. Функции Банка России
- 1.6. Операции и сделки Банка России
- 1.7. Организационная структура Банка России
- Глава 2. Денежно-кредитная политика
- 2.1. Содержание и цели денежно-кредитной политики
- 2.2. Концепции денежно-кредитной политики
- 2.4. Разработка денежно-кредитной политики Банком России
- Глава 3. Методы и инструменты
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Инструменты денежно-кредитной политики
- 3.2.1. Система резервных требований
- 3.2.2. Процентная политика
- 3.2.3. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.2.4. Операции на открытом рынке
- 3.2.5. Валютные интервенции
- 3.3. Факторы, определяющие эффективность использования
- Глава 4. Регулирование эмиссионно-кассовых
- 4.3. Выпуск наличных денег в обращение
- Глава 5. Организация системы безналичных
- 5.1. Понятие и структура платежной системы Банка России
- 5.3. Меры по обеспечению безопасности и защите информации
- Глава 6. Валютное регулирование и валютный контроль
- 6.1. Понятие и цели валютной политики
- 6.3. Организация Банком России валютного контроля
- Глава 7. Международная и внешнеэкономическая
- Глава 8. Функция финансового агента
- 8.1. Банк России как орган государственного
- Глава 9. Банковское регулирование и надзор
- 9.2. Содержание банковского надзора
- 9.3. Лицензионная деятельность Банка России
- 9.4.1. Содержание дистанционного надзора