24. Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции
Общая характеристика природы факторинга
Факторинг(в переводе с английского — посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала.
Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность так называемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать так называемым оборотным фондом факторинга -определенным объемом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.
Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.
Факторинг на практике включает в себя следующие укрупненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и инкассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факторинга представлены в таблице.
Классификация видов банковского факторинга
Виды | Признак классификации и основное содержание видов |
Внутренний | По территориальному признаку Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. |
Экспортный (международный) | Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране). |
По осведомленности участников операции | |
Открытый | Должник уведомлен об участии в сделке банка-фактора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определенный банк и платить следует в его пользу. |
Закрытый | Должник не уведомлен об участии в сделке банка-фактора (факторинговой фирмы). Должник, соответственно, при наступления срока перечисляет сумму долга своему поставщику (кредитору). Риск и стоимость закрытого факторинга выше, чем открытого, и он значительно дороже. |
По объему оказываемых услуг | |
Конвенционный (широкий) | Универсальная система финансового обслуживания клиента, включающая широкий набор оказываемых услуг от инкассации долга до бухгалтерского учета деятельности клиента. За поставщиком сохраняется только производственная функция. |
Конфиденциальный (ограниченный) | Ограничивается выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д. |
По моменту финансирования (с условием кредитования) | |
С предварительной оплатой | Предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику часть суммы акцептованных плательщиком платежных требований (80-90% стоимости) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть суммы (за вычетом платы за факторинг) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку платежа.
|
оплата к определенной дате | Оплата к определенной дате предполагает, что банк (факторинговая фирма) берет на себя обязательство получить сумму долга с плательщика по окончании срока отсрочки платежа (от нескольких дней до нескольких месяцев, но ,как правило, не более 180 дней). Стоимость переуступленных долговых документов оплачивается (за вычетом платы за факторинг) в определенную дату или по истечении определенного срока.
|
По праву регресса | |
С правом регресса | При факторинговом обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа плательщика от платежа независимо от причин отказа, включая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитоспособность своих контрагентов |
Без права регресса | При обслуживании без права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав которых он предварительно одобрил. Однако если долговое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за факторинговые операции.
|
Основные экономические достоинства факторинга:
• увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
• превращение дебиторской задолженности в «наличные» деньги;
• возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
• независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
• возможность расширения оборотов;
• экономиясобственного капитала;
• улучшение финансового планирования.
Имеются ограничения,которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:
• с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
• занимающиеся спекулятивным бизнесом;
• производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
• работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
• реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
• реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
• практикующие бартерные сделки;
• заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции не проводятся также в отношении:
• долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;
• долговых обязательств физических лиц;
• требований к бюджетным организациям.
Содержание факторинговых операций (услуг) банка
С точки зрения банка целямифакторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учета, увеличении оборота и прибыльности.
Как уже отмечалось, основубанковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контрагентом поставщика — покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.
Участникамиоперации банковского факторинга являются:
• банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требования;
• первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);
• должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.
Плата за факторинг состоит из двух элементов:
1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;
2) платы за предоставление средств в кредит. Ее размер определяется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете поставщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.
- 1. Понятие и структура кредитной системы
- 2. Сущность, функции и эволюция банков.
- 3. Виды банков и их характеристика
- 4. Банковская система.
- 5. Банковская система России.
- 6. Центральные банки: возникновение, характеристика, функции, задачи
- 7. Активные и пассивные операции центральных банков
- 11. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
- 12. Типовая структура коммерческих банков
- 19. Кредитные операции банков
- 20. Формы безналичных расчетов
- 21. Основы корреспондентских отношений банков
- 22. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
- Политика на рынке ценных бумаг
- 23. Классификация и общая характеристика нетрадиционных банковских операций.
- 24. Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции
- 25. Форфейтинг: сущность и схемы проведения операции
- 26. Доходы и расходы коммерческого банка.
- 27. Структура баланса коммерческих банков. Банковская отчетность.
- 28. Управление активами и пассивами: методы общего фонда средств (метод единого пула), конверсии фондов (метод минибанков), комбинированный метод
- 37. Управление эффективностью банковской деятельности.
- 38. Процентная политика коммерческого банка. Управление процентной ставкой
- 43. Международный кредит: сущность, формы, роль
- 46. Региональные международные кредитно-финансовые институты