Видение и миссия организации
Стратегическое видение организации есть представление о желаемом состоянии фирмы в будущем.
Видение – это образ будущего, оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.
Видение формулируется на основе опыта, знаний и интуиции высших менеджеров, анализа тенденции развития экономики, отраслей, регионов. Видение, как некая идеология, вера оказывает на организацию и ее сотрудников мотивирующее воздействие, ставит перед вызовом, заставляет стремить к развитию, инновациям, новым методам управления Это импульс развитии, преодоления самоуспокоенности. Несколько ключевых слов определяют творческую, духовную составляющую развития компании.
Видение организации объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности: что представляет собой организации, к чему она стремиться и какой она должна быть. Видение должно быть простым, реалистичным, давать ориентиры действий и вдохновлять.
Четко сформулированное видение дает возможность единения всех сотрудников, создания эффективной мотивации, корпоративной культуры, что позволяет достигать и надежных финансовых результатов.
Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия, и отвечать следующим требованиям:
-
Вдохновлять
-
Быть простой как воспоминание или образ;
-
заслуживать доверие;
-
Содержать ориентиры которые могут служить основой для разработки стратегии.
Примеры:
Сбербанк «Всегда рядом»
Philips «Изменим мир лучшему»
Nokia «Мы объединяем людей»
Xerox «От копировальной техники к офису будущего»
МТС «Построить устойчивый мир мобильной связи»
Видение развития компании расшифровывается далее в определении миссии.
Миссия – это публичная цель деятельности компании, отражающая место компании в системе бизнеса, ее предназначении. Миссия является ядром системы целей и исходным моментом стратегического управления. В отличие от видения миссия характеризует в большей степени «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов.
Видение – это будущее, Миссия – это настоящее, устремленное в будущее, это связь настоящего и будущего. Миссия задает направление развития компании.
Основные элементы миссии:
-
продукты и услуги, которые производит компания;
-
структура потребностей, группы потребителей;
-
применяемы технологии;
-
конкурентные преимущества;
-
главные ценности компании;
-
социальная ответственность перед обществом и своими работниками.
Расшифруем эти элементы:
-
Продукты и услуги – это их характеристика, расширение или снижение линейки продуктов и услуг с повышением их качества, разнообразия, быстрого обновления.
-
Потребители – деятельность организации ориентирована на государственные заказы, на правительственные организации, промышленных потребителей, группы населения с высокими или низкими доходами
-
Технологии – ориентируется ли организация на использование новых или традиционных технологий?
-
Конкурентные преимущества – в чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества организации по сравнению с конкурентами? какие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологи, репутации среди потребителей или территориальному расположению;
-
Ценности – каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы органаизации? Философия предприятия может проявляться в том, что она ставит на первый план – интересы своих акционеров или клиентов.
2 подхода к пониманию миссии:
-
В широком понимание Миссия – это предназначение организации. Миссия определяется в общих терминах без привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей.. Он ориентирует предприятия на достижение стратегических преимуществ за счет создания широкой номенклатуры продукции и услуг, гибкость маневрирования в управлении организацией.
Пример:
Ford «Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время новых моделей на рынок, улучшая производительность всего нашего производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».
-
Миссия в узком понимании концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах группы производителей. Этот подход способствует повышению эффективности управления за счет усиления определенности и конкретности предполагаемых результатов.
Пример:
Ford «Представление людям дешевого транспорта»
При разработке миссия руководство должно стремитьс, чтобы миссия не получилась слишком узкой или слишком широкой. Стало очевидно, что узкая мисся является ограничивающей.
- 2 Лекция. 09.09.11
- Тема: Введение в стратегический менеджмент
- Особенности современного бизнеса:
- Обучение стратегическому менеджменту
- 3 Лекция. 16.09.11
- Характеристика менеджера в стратегическом управлении.
- Отношение к труду:
- Организаторские способности:
- Коммуникабельность:
- Образование и знания:
- Умение принимать решения:
- Стратегическое видение:
- Способность к инновациям:
- Перфекционализм:
- Угодливость:
- Эмоциональная нестабильность:
- 4 Лекция. 23.09.11 Тема: Разработка стратегии миссии и цели развития компании.
- Понятие стратегии
- Видение и миссия организации
- Цели организации.
- Финансовые цели подчиняются стратегическим, а не наоборот.
- 5 Лекция. 30.09.11 Тема: Стратегический анализ внутренней среды компании.
- Направление и виды анализа.
- Анализ человеческих ресурсов и организационной культуры:
- Анализ материальных и нематериальных ресурсов.
- Стратегический анализ финансового состояния.
- Анализ внутренней среды компании:
- Анализ «цепочки создания ценности».
- Сравнительно высокая стоимость сырья. Возможные действия:
- Сравнительно высокая стоимость сбыта. Возможные действия:
- Избыточно высокие затраты на стадии производства. Возможные действия:
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 6 Лекция. 07.10.2011
- Портфельный анализ
- Тема 4. Стратегический анализ среды фирмы.
- Применение swot-анализа
- 7 Лекция. 14.10.2011
- Swot – матрица.
- 8 Лекция. 21.10.11 Стратегический анализ.
- 2. Pest-анализ.
- 3. Анализ внешней микросреды фирмы
- 1) Изучение конкурентов.
- 2) Анализ поставщиков.
- 2 Модуль.
- 1 Лекция. 11.11.2011.
- Тема 5: Виды стратегий.
- Комбинированная стратегия
- Конкурентные стратегии.
- Стратегия лидерства за счет снижения издержек.
- Стратегия дифференциации.
- Стратегия фокусирования.
- Стратегия обновления продукции.
- 2 Лекция. 18.11.2011
- Тема 6: Стратегическое планирование.
- Правила и способы планирования
- Стратегическое и тактическое планирование.
- 3 Лекция. 25.11.2011 Реализация стратегии и сводные планы
- Тема 7: Стратегии Бизнес-планирования.
- Назначение бизнес-плана.
- Требования к бизнес-плану
- Структура и содержание бизнес-плана
- Характеристика компании
- Предлагаемые товары и услуги
- Тенденции развития рынка
- Оценка конкурентов
- План производства и сбыта
- Финансовый план
- Приложение
- 6 Лекция. 16.12.11
- Тема 8: Интеграционные стратегии.
- Стратегические союзы и совместные предприятия.
- Горизонтальная и вертикальная интеграция.
- Инсорсинг и Аутсорсинг
- Слияние и поглощение компаний
- Стратегия защиты от недружественных поглощений.
- 7 Лекция. 23.12.2011 Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте.