3.2 Становление и перспективы развития страхового рынка в рф
Начало становлению отечественного страхового рынка было положено принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. окончательное же преодоление страховой монополизации стало результатом принятия Закона «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16.08.1990 г.
Страховой рынок России в своем становлении прошел несколько этапов. Условно их можно обозначить следующим образом:
Первый этап – с 1991г. по 1996 г. - период формирования страхового рынка:
- создание законодательных основ его функционирования (приняты законы «О страховании», «О медицинском страховании граждан в РФ»);
- массовый характер создания негосударственных страховых организаций;
- формирование системы надзора за страховой деятельностью.
Второй этап – с конца 1996 г. по август 1998 г - кризисный:
- совершенствование законодательства в области страхования (принятие 2 части ГК РФ и т.д.);
- отсутствие государственной поддержки развития страховой деятельности;
- низкая страховая культура потенциальных страхователей;
- финансовый кризис 1998 г.
Третий этап – с конца 1998 г. по настоящее время – современный:
- динамичное развитие страхового бизнеса;
- развитие рынка посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов, сюрвейеров)
- использование различных организационно-правовых форм хозяйствования в страховании.
- увеличение доли добровольного страхования
- осуществление разнообразных видов страхования, соответствующих рыночным отношениям и мировой практике (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.02 № 40-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2003 г.)
Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. В частности, на развитие страхования негативно повлияли:
- существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги и отсутствие у них доверия к страховым организациям;
- использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования, и в частности неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
- отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
- ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций (Аффилированная компания - компания, которая владеет пакетом акций основной компании в размере, меньшем контрольного. Такая компания может выступать в качестве филиала или представительства основной, материнской компании; при этом материнская компания участвует в управлении делами аффилированной на основе соответствующего договора. Аффилированная компания часто создается при переносе бизнеса в удаленный от расположения основной компании регион, при создании транснациональных корпораций);
- отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;
- низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
- информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
- несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;
- неравномерное развитие региональных страховых рынков.
Для решения этих и других проблем 25 сентября 2002 года была принята Концепция развития страхования в РФ, где были обозначены следующие основные задачи по развитию страхового дела:
формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
развитие обязательного и добровольного видов страхования;
создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.
- Л.И. Ильина
- «Страхование»
- Содержание
- 4 Организационно-правовые основы деятельности страховых
- 1 Общая характеристика страхования
- 1.1 История возникновения и развития страхования
- 1. Страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели.
- 2.1 Формы страхования
- 2.2 Отрасли и виды страховой деятельности
- 3 Социально-экономическое содержание страхового рынка
- 3.1 Понятие и структура страхового рынка
- 3.2 Становление и перспективы развития страхового рынка в рф
- 4 Организационно-правовые основы деятельности страховых организаций
- 4.1 Правовое регулирование страховой деятельности
- 4.2 Содержание и порядок заключения договора страхования
- 4.3 Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
- 4.4 Лицензирование деятельности страховых организаций
- 5 Перестрахование
- 5.1 Понятие и необходимость перестрахования
- 5.2 Основные термины в перестраховании
- 5.3 Формы перестрахования
- 5.4 Виды перестраховочных договоров
- 5.5 Характеристика перестраховочного рынка в рф
- 6 Финансовые основы деятельности страховых организаций
- 6.1 Финансовая устойчивость страховых компаний и условия ее обеспечения
- 6.2 Структура страхового тарифа
- Брутто-ставка (брутто-премия)
- 6.3 Страховые резервы: понятие и структура
- 6.4 Доходы и расходы страховой организации
- Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты
- Монографии
- Учебная литература
- Web-ресурсы