logo
Borovkova

3.5. Коносамент

Коносамент – это неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю. Коносамент – это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, удостоверяющий факт приема груза к отправке, дающий право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз, право держателя коносамента на владение и распоряжение им.

Можно выделить следующие виды коносаментов (табл. 3.5.1).

Различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя. Именной – коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Ордерный – коносамент, по которому груз передается либо приказу (т. е. по приказу) грузоотправителя, либо приказу грузополучателя, либо приказу банка, либо по передаточной надписи того, чьему приказу он составлен. Коносамент на предъявителя – коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Таблица 3.5.1. Классификация коносаментов

Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными . Это дает право их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

В зависимости от наличия оговорок о претензиях у перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты чистые и с оговорками. Коносамент с оговорками – коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент – коносамент, который не содержит каких‑либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые. Бортовой – коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой – коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

В зависимости от особенностей перевозки различают: линейный и чартерный коносамент. Линейный – коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный – коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.

Прямой коносамент – коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Сквозной – коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения.

В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносамент представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования.

Тест 1. Выбор верного ответа

1. Документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение, – это:

а) вексель;

б) коносамент;

в) облигация.

2. Коносамент выдается:

а) перевозчиком груза;

б) отправителем груза;

в) получателем груза.

3. Что лишает коносамент статуса ценной бумаги:

а) отсутствие сведений о перевозимом грузе;

б) отсутствие сведений о месте выдачи коносамента;

в) оба вышеперечисленных варианта.

4. Коносамент составляется:

а) в трех экземплярах с тем же содержанием и датой;

б) в одном экземпляре;

в) количество не ограничено.

5. Какой коносамент не может быть оборотным?

а) именной;

б) ордерный;

в) на предъявителя.

6. Какой коносамент предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна?

а) оборотный;

б) необоротный;

в) чистый.

7. В зависимости от наличия оговорок о претензиях перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают:

а) коносаменты чистые и с оговорками;

б) линейные и чартерные;

в) прямой и сквозной.

8. Коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки, – это:

а) береговой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

9. Коносамент, который не содержит каких‑либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки, – это:

а) бортовой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

10. Коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно, – это:

а) бортовой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

11. Коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна, – это:

а) береговой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

12. В зависимости от особенностей перевозки различают:

а) коносаменты чистые и с оговорками;

б) линейные и чартерные;

в) прямые и сквозные.

13. Коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне, – это:

а) прямой коносамент;

б) сквозной коносамент;

в) чартерный коносамент.

14. Коносамент, который применяется в трамповых перевозках, – это:

а) прямой коносамент;

б) сквозной коносамент;

в) чартерный коносамент.

15. Коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения, – это:

а) прямой коносамент;

б) сквозной коносамент;

в) чартерный коносамент.

16. Коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал, – это:

а) прямой коносамент;

б) линейный коносамент;

в) чартерный коносамент.

17. Что происходит с остальными оригиналами коносамента после выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента?

а) они остаются товарораспорядительными документами;

б) они теряют силу;

в) ничего не происходит.

18. Как передается ордерный коносамент?

а) по договору цессии;

б) путем простого вручения;

в) по передаточной надписи.

19. Какие перевозки сопровождаются выдачей коносамента?

а) морские перевозки;

б) железнодорожные перевозки;

в) авиаперевозки.

20. Какой документ может быть приложен к чистому коносаменту с тем, чтобы гарантировать перевозчику возмещение убытков, если они возникнут у последнего при сдаче груза получателю?

а) страховой полис;

б) страховой пул;

в) варрант.

Тест 2. Исключение несоответствия

1. Виды коносамента:

а) бортовой;

б) береговой;

в) привилегированный;

г) линейный;

д) чистый;

е) чартерный;

ж) переводной;

з) оборотный.

2. Операции с коносаментом на рынке ценных бумаг:

а) выпуск;

б) обращение;

в) сплит;

г) консолидация;

д) выплата дивидендов;

е) залог;

ж) страхование;

з) индоссирование.

3. Коносамент – это транспортный документ, который удостоверяет:

а) условия договора морской перевозки;

б) факт приема груза к отправке;

в) право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз;

г) право на получение процентов;

д) право держателя коносамента на владение и распоряжение им;

е) право на управление акционерным обществом;

ж) право на досрочное погашение;

з) право на получение информации от эмитента.

4. Правовые акты, регулирующие вопросы выдачи и содержания коносамента:

а) Закон «Об акционерном обществе»;

б) Кодекс торгового мореплавания РФ;

в) Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила);

г) Закон «О рынке ценных бумаг»;

д) Брюссельский протокол по пересмостру Гаагских правил о коносаментах (Правил Гаага–Висби);

е) Закон «О лизинге»;

ж) Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила);

з) Закон «Об инвестиционных фондах».

Тест 3. Альтернатива выбора

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться грузом, указанным в этом документе, – это коносамент?

2. Коносамент – это эмиссионная ценная бумага?

3. Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза, который передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами?

4. Возможно ли двуязычное оформление коносамента?

5. Может ли именной коносамент быть оборотным?

6. Документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение, – это вексель?

7. Коносамент – это бессрочная ценная бумага?

8. Коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки, – это чистый коносамент?

9. Коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна, – это береговой коносамент?

10. Коносамент, который не содержит каких‑либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки, – это береговой коносамент?

11. Коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно, – это береговой коносамент?

12. В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые?

13. При сочетании транспортного документа со страховым полисом и служащим доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, этот документ – застрахованный коносамент?

14. Коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей, – это сборный коносамент?

15. Коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне, – это прямой коносамент?

16. Коносамент, который применяется в трамповых перевозках, – это линейный коносамент?

17. Коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения, – это прямой коносамент?

18. Коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал, – это сквозной коносамент?

Тест 4. Термин‑определение

1. Найдите в правой колонке определение терминов, указанных в левой колонке.

2. Найдите в правой колонке определение терминов, указанных в левой колонке.