logo
Карпович Основы предпринимательства (редакция)

3.12. Организационно-правовые формы страхования

Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период является его демонополизация. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование. Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организаций, которая, как правило, относится к добровольному страхованию.

Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия.

Конкуренция во всех сферах - главное условие перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование - особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования. Отсюда второй принцип - необходимость государственного регулирования страховой деятельности, основанного на прочном юридическом и экономическом фундаменте.

Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей.

Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

Законодательство Республики Беларусь не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо. Учредителями страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица.

Страховщиками (страховыми организациями) могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, создаваемые с целью осуществления страховой, а также иной деятельности, определяемой Законом «О страховании», при наличии у них уставного, резервного фондов и резервов в общей сумме не менее пяти тысяч, а для специально создаваемых перестраховочных организаций не менее пятнадцати тысяч минимальных заработных плат в денежной форме, прошедших регистрацию и получивших лицензию на право проведения определенного вида страхования или перестрахования.

При проведении страховых и перестраховочных операций в иностранной валюте страховая организация должна иметь фонд в соответствующей валюте в размере не менее пяти тысяч, а перестраховочная - пятнадцати тысяч минимальных заработных плат по действующему официальному курсу Национального банка Республики Беларусь.

В страховых организациях с иностранными инвестициями доля иностранных участников не должна превышать 49 процентов уставного фонда.

Страхователями признаются юридические и физические лица, уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком (страховой организацией). Страхователи вправе заключать договоры страхования в интересах и от имени третьих лиц.

Юридические и физические лица Республики Беларусь вправе заключать договоры страхования только со страховщиками (страховыми организациями) Республики Беларусь.

Иностранные юридические и физические лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, могут застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков Республики Беларусь. Заключение и выполнение договора страхования может осуществляться через страховых посредников (агентов и брокеров).

Страховой агент является представителем страховщика, которому последний поручает на основании контракта от имени страховщика за определенное вознаграждение осуществление страховой деятельности. Обязательства, принятые агентом в пределах полученных полномочий от имени страховщика, выполняются последним, как если бы они были приняты им самостоятельно.

Страховой брокер является независимым посредником, осуществляющим свою деятельность на основании соглашений со страхователями и страховщиками.

Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории Республики Беларусь не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Республики Беларусь не предусмотрено иное.

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного фонда и страховых резервов, а также системы перестрахования. Страховые и перестраховочные организации, помимо страховой деятельности, в целях получения дополнительных доходов для предоставления льгот страхователям, укрепления устойчивости страхования, обеспечения гарантий по выполнению обязательств имеют право заниматься инвестиционной деятельностью, осуществлять кредитные операции после получения лицензии от Национального банка Республики Беларусь, принимать участие в создании акционерных обществ, ассоциаций, совместных предприятий, в том числе с участием иностранного капитала, а также заниматься иной деятельностью, связанной со страхованием. Основным обобщающим показателем результатов хозяйственной деятельности страховой и перестраховочной организаций является прибыль, определяемая как разница между доходами, полученными от страховой, инвестиционной и иной деятельности, и расходами на выплату страховых сумм, страхового возмещения, на ведение дела, отчислениями в резервы и фонд предупредительных мероприятий в соответствии с законодательством.

Для обеспечения защиты страхователей страховые и перестраховочные организации образуют из своих доходов следующие страховые резервы:

Страховщики и перестраховщики, осуществляющие страховую деятельность в свободно конвертируемой валюте, образуют резервы в соответствующей валюте.

Расчет резервов производится один раз по итогам года.

Страховые и перестраховочные организации вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы в пределах, определяемых органом государственного надзора за страховой деятельностью.

Для предохранения имущества страхователей от разрушительного действия стихийных сил природы и от несчастных случаев страховая организация, проводящая операции по обязательному страхованию, образует из своих доходов по этим видам страхования фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий имеет строго целевое назначение и используется для финансирования конкретных мероприятий по предупреждению и борьбе с пожарами, падежом скота, гибелью и повреждением сельскохозяйственных культур, предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Размер отчислений в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий и порядок использования данного фонда определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Страховые и перестраховочные организации, включая организации с участием иностранных инвесторов в Республике Беларусь, подлежат обязательной государственной регистрации в органе государственного надзора за страховой деятельностью.

Для государственной регистрации страховой и перестраховочной организаций в органе государственного надзора за страховой деятельностью должно быть представлено заявление, составленное по установленной форме, с приложением следующих документов:

Орган государственного надзора за страховой деятельностью присваивает страховой или перестраховочной организации регистрационный номер, включает ее в реестр и выдает свидетельство о регистрации.

Государственная регистрация осуществляется не позднее 30 дней с даты получения регистрирующим органом заявления со всеми необходимыми документами.

Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации может последовать по мотивам:

Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается.

Если в регистрации страховой или перестраховочной организации отказано по мотивам, признанным ее учредителями необоснованными, они могут обратиться в суд.

Любые изменения в учредительных документах подлежат обязательной регистрации с внесением необходимых изменений в реестр регистрации с взиманием платы в размере, устанавливаемом законодательством.

Замена руководителей страховых и перестраховочных организаций после регистрации последних производится по согласованию с органом государственного надзора за страховой деятельностью.

Деятельность не зарегистрированной в органе государственного надзора за страховой деятельностью страховой и перестраховочной организаций запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированных страховой и перестраховочной организаций, подлежат изъятию в государственный бюджет.

Регистрация представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховочных организаций Республики Беларусь производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Открытие за пределами Республики Беларусь филиалов и представительств, дочерних страховых и перестраховочных организаций и страховых или перестраховочных организаций с участием белорусского капитала осуществляется по разрешению органа государственного надзора за страховой деятельностью. Страховая, перестраховочная организация или страховой брокер приобретают право на осуществление страховой деятельности с момента получения соответствующей лицензии.

На каждый вид добровольного и обязательного страхования выдается отдельная лицензия, а также на перестрахование, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование.

Выдача лицензий производится на основании заявления страховой, перестраховочной организации или страхового брокера, составленного по установленной форме, с приложением следующих документов:

Орган государственного надзора за страховой деятельностью рассматривает заявление страховой, перестраховочной организации или страхового брокера о выдаче им лицензии в течение 30 дней с момента получения всех предусмотренных настоящим Законом документов. При необходимости проведения экспертной оценки деятельности страховой или перестраховочной организации окончательное решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней с момента получения предусмотренных документов.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке. Страховые и перестраховочные организации, не получившие в установленном порядке лицензию, правом страховой деятельности не обладают.

Государственные интересы на рынке страховых услуг представляет Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах". УП «Белгосстрах», основанное на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1991 г. № 399 "О создании Белорусской государственной страховой коммерческой организации" (СП Республики Беларусь, 1991 г., № 30, ст.364, 1992 г., № 10, ст.179; 1993 г., № 33, ст.647). Учредителем УП «Белгосстрах» является Правительство Республики Беларусь.

Целью деятельности УП «Белгосстрах» является защита имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых УП «Белгосстрах» в установленном законодательством порядке из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

Предметом деятельности УП «Белгосстрах» является страховая, а также инвестиционная и иная деятельность, связанная со страхованием и осуществляемая в целях получения дополнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств, в соответствии с перечнем видов такой деятельности, утверждаемым Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов.

УП «Белгосстрах» в соответствии с Уставом осуществляет следующие виды деятельности:

1. долгосрочное и краткосрочное страхование и перестрахование:

1.1. имущественное страхование;

1.2. страхование ответственности;

1.3. страхование от несчастных случаев и болезни;

1.4. медицинское страхование;

2. страховое посредничество;

3. оценку страховых рисков и убытков;

4. консультационные услуги;

5. инвестиционную деятельность;

6. иную деятельность, связанную со страхованием.

Уставный фонд УП «Белгосстрах» составляет 2824180900 (два миллиарда восемьсот двадцать четыре миллиона сто восемьдесят тысяч девятьсот) рублей. Сформирован Уставный фонд за счет средств республиканского бюджета в размере 5000000 рублей, средств Унитарного предприятия в денежной форме в размере 150000000 рублей и недвижимого имущества на сумму 2669180900 рублей.

Источниками формирования имущества УП «Белгосстрах» являются:

Оперативное управление в УП «Белгосстрах» осуществляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь и ему подотчетен.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется органом, специально уполномоченным на это Советом Министров Республики Беларусь. Основными функциями этого органа являются:

Таким образом, в настоящее время в Беларуси наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными организациями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.).