Российская модель государственного регулирования страховой деятельности
Несмотря на единые подходы к регулированию, например в странах ЕС, в каждой из стран реализуется собственная национальная модель регулирования страховой деятельности. Эти особенности отражают принципы общей модели экономического развития страны и определяются исторически сложившейся системой отраслевого регулирования.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована национальная модель регулирования страховой деятельности, правовую основу которой составляет национальное страховое законодательство, регулирующее статус и деятельность субъектов страховых отношений.
Модель государственного регулирования страховой деятельности представляет собой схему взаимодействия и соотношения субъектов страховых отношений, функции которых и отношения между которыми структурируются определенными правилами и нормами.
Государственное регулирование страховой деятельности — основные принципы и формы.
Воздействие государства на участников страховых обязательств проводится по нескольким направлениям:
прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
государственный надзор за страховой деятельностью;
защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью:
предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведения обязательного Государственного страхования за счет бюджетных средств;
определения основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;
предоставления дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
создания целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь, путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т. п.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — орган, регулирующий деятельность страховых организаций, занимающийся лицензированием страховой деятельности, контролирующий операции страховых компаний на предмет соответствия лицензии и законодательству РФ.
Лицензирование страховой деятельности в России. Основные требования, предъявляемые к страховым компаниям.
Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.
Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.
Ограничение действия лицензииозначает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.
Приостановление действия лицензииозначает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.
Отзыв лицензииозначает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.
Лицензирование деятельности страховых организаций
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии.
Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:
наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
номер лицензии и дата ее выдачи.
Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.
Документы (перечень), предоставляемые СК в орган государственного надзора для получения лицензии.
Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»: 1) заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
2) учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
9) сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).
- Вопросы к зачету по дисциплине «Страхованию».
- Существует три формы организации страхового фонда:
- Создание овс
- Членство
- Страховые взносы
- Учредительный капитал
- Органы обществ взаимного страхования
- Наблюдательный совет
- Правление
- Характерные признаки самострахования]
- Формирование страхового фонда
- Преимущества самострахования следующие:
- Недостатки самострахования следующие:
- Глава 48. Страхование
- Российская модель государственного регулирования страховой деятельности
- 34. Орган страхового надзора России, его функции, права и обязанности.
- 35. Страховщики: организационно-правовые формы и требования по учреждению
- Требование к размеру уставного капитала
- Требование к лицензированию страхового дела
- Квалификационные требования к участникам страхового дела
- Требования к наименованию субъекта страхового дела
- 36. Форма договора страхования, его существенные условия по гк рф
- 39. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
- 40. Прекращение договора страхования
- 41. Срок действия договора страхования
- 42. Характеристика основных нарушений и санкций, налагаемых на страховщиков органами государственного страхового надзора
- 43. Франшиза в договор страхования (условная и безусловная)
- 44. Понятия страховая сумма и лимит ответственности в страховании
- 45. Страховой ущерб, страховая выплата. Порядок и принципы расчета страховых выплат.
- 54.Резерв предупредительных мероприятий.
- 56. Расходы страховой организации.
- 60. Собственные средства страховщика — основа его финансовой устойчивости. Законодательные требования по обеспечению финансовой устойчивости.
- 61.Финансовая устойчивость страховой компании и факторы, влияющие на нее.
- 62.Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика.
- 63.Инвестиционная деятельность страховых компаний. Виды инвестиций.
- 64.Основные направления размещения страховых резервов.
- 65.Порядок расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщика.
- 66.План оздоровления финансового положения страховой организации.
- 67.Страховая компания как институциональный инвестор. Макро- и микроэкономическое значение страховых инвестиций.
- 68.Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков.
- 69.Порядок определения финансовых результатов страховщиков.
- 70.Основные виды налогов, уплачиваемых страховыми организациями.
- 71.Порядок расчета налога на доходы физических лиц по договорам страхования жизни.
- 72.Страховое обеспечение в личном страховании (его разновидности).
- 73.Особенности расчета тарифной ставки по страхованию жизни.
- 74.Объекты и субъекты страховых отношений в личном страховании.
- 75.Основные принципы личного страхования.
- 79 Исторические аспекты развития личного страхования.
- 80 Страхование жизни, его значение и перспективы развития в рф
- 81Страхование жизни. Основные виды, субъекты, объекты, особенности уплаты взносов и осуществления страховых выплат.
- 82Страхование на дожитие и на случай смерти.
- 83Пенсионное страхование.
- 85Страхование от несчастных случаев и болезней. Основные виды и формы проведения страхования. Страхование от несчастных случаев
- Страховая компания не производит страховых выплат в случаях:
- 86Страхование от несчастных случаев (основные виды).
- 87Обязательное медицинское страхование и порядок его проведения.
- 88 Добровольное медицинское страхование.
- 89Страхование пассажиров, его формы, порядок проведения.
- 90Виды обязательного страхования от несчастных случаев и их условия.
- 91Страхование путешественников.
- 93 Экономическая сущность и назначение имущественного страхования. Объекты и субъекты страховых отношений в имущественном страховании. Понятие страхового интереса.
- 94Страхование морских судов.
- 95.Общая и частная авария.
- 99.Страхование финансовых рисков: перечень рисков, особенности проведения.
- 102. Страхователь обязан:
- 104. Страхование грузов: страховое покрытие и виды ответственности страховщика.
- 105.Исторические аспекты развития имущественного страхования
- 106.Страхование авиатранспорта: основные условия проведения.
- 107. Страхование имущества от огня и других рисков.
- 108. Страхование технических рисков, его виды, особенности проведения.
- 109. Страхование ответственности. Особенности, субъекты, объекты и основные виды
- 110. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и перспективы его развития в рф
- 111. Страхование ответственности судовладельцев. P&I клубы.
- 112. Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта.
- 113. Система «Зеленая карта», ее значение.
- 114. Страхование профессиональной ответственности: сущность и условия проведения.
- 115. Особенности договора перестрахования. Стороны по договору.
- 116. Перестрахование — как форма обеспечения финансовой устойчивости страховых операций.
- 2. Сущность факультативного и облигаторного перестрахования
- 3. Сущность пропорционального и непропорционального перестрахования
- 117. Основные формы перестрахования. Основные формы перестрахования: факультативное и обязательное
- 118. Методы перестрахования.
- 119. Исторические аспекты развития перестрахования.
- 120. Сущность перестрахования.
- 121. Договоры пропорционального перестрахования, их виды и особенности.
- 122. Договоры непропорционального перестрахования, их виды и особенности.
- 123. Факторы, влияющие на размер собственного удержания страховщика. Влияние перестрахования на финансовые аспекты деятельности страховщика
- 124. Мировой страховой рынок.
- 125. Понятие страхового рынка, основные характеристики и проблемы страхового рынка России.
- Функции страхового рынка
- 126. - Страховые посредники и их роль в условиях развития страхового рынка рф.
- 127- Страховые агенты.
- 133 Основные региональные рынки. Проблемы вхождения России в мировой страховой рынок.
- 134 Страховой пул.
- 135 - Резерв незаработанной премии.