logo
Документ4

3.1. Проблемы формирования депозитной политики в современных условиях

Одним из приоритетных направлений депозитной деятельности кредитной организации в настоящее время является стабилизация депозитного портфеля на уровне оптимального объема путем проведения грамотной депозитной политики. При этом банкам необходимо формировать свой депозитный портфель так, чтобы он позволял им получать максимально возможный доход, обеспечивал возможность осуществления долгосрочных вложений, но при этом обладал бы минимальной стоимостью и обеспечивал достаточный уровень ликвидности в долгосрочной перспективе.

Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность кредитной организации. Ресурсная база, ликвидность, рентабельность являются теми взаимосвязанными основами, на которых строится механизм банковской деятельности. Следовательно, основной стратегической целью депозитной политики кредитной организации является наращивание ресурсной базы при условии поддержания ликвидности и обеспечения рентабельности деятельности банка.

Ресурсная база кредитной организации является количественным показателем, который определяет уровень рыночной позиции банка, возможности, которыми банк располагает для проведения коммерческой деятельности. Ликвидность и рентабельность являются качественными характеристиками, отражающие надежность кредитной организации, а также эффективность ее деятельности. Любой абсолютный или относительный показатель деятельности коммерческого банка сводиться к этим трем категориям, а значит или банк обеспечивает их оптимальный размер, или сам находится под их воздействием. При этом следует отметить, что особенностью банковского бизнеса является его чувствительность к социально-экономическим изменениям. Любые изменения, связанные с дестабилизацией экономических условий могут привести к снижению устойчивости функционирования банка.

Кредитная организация, выбрав критерии стабильности депозитной базы, определяет для себя те виды и подвиды ресурсов, которые в большей степени удовлетворяют выбранным критериям стабильности, а потому наиболее привлекательны для формирования из них своего депозитного портфеля.

Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого банка, как процесс сложный и трудоемкий, связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.

К субъективным проблемам относятся такие, как:

– масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;

– отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;

– недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;

– отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;

– недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке; низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и так далее.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

– прямое и косвенное воздействие государства и государственных органов на коммерческие банки;

– влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых рынков на состояние российского денежного рынка;

– межбанковская конкуренция;

– состояние денежного и финансового рынка России.

Основанием для принятия решений о формировании той или иной структуры депозитного портфеля служат расчеты, проведенные на основе данных о движении привлеченных денежных средств по счетам за исследуемый период. Однако такие данные используются не для того, чтобы делать прогнозы о дальнейшем изменении тех или иных привлеченных денежных средств, а для того, чтобы выработать дальнейшую стратегию своего поведения в отношении конкретных клиентов.

Клиентская база банка разнообразна и включает большое количество счетов физических и юридических лиц. Наличие возможностей (необходимой статистической базы) и инструмента для оценки стабильности средств клиентов позволит банку более обоснованно планировать свою работу по их привлечению. В условиях повышающейся конкуренции и борьбы за клиентуру это позволит кредитной организации более рационально и эффективно распределять свои усилия и средства на их привлечение. Кроме того, основное направление оптимизации депозитной политики кредитных организаций связано с качественным совершенствованием уже существующих видов и поиском возможных вариантов модификаций предоставляемых услуг не только для удовлетворения потребностей существующих клиентов, но и для привлечения новых их категорий.