4. Основные формы расчетов при закупке материальных ресурсов
Формы и порядок расчетов предприятий со своими контрагентами определяются законодательством Российской Федерации и обязательно должны быть предусмотрены в договоре. Расчеты между предприятиями и организациями, как правило, осуществляются в безналичном порядке через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика. Кроме того, могут использоваться и наличные расчеты при реализации товаров на сумму до 100 тыс. руб. (установлено Центробанком).
Формы расчетов отличаются друг от друга порядком документооборота и видом платежного инструмента, Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и предложением его, характером коммерческих связей между контрагентами сделки и их местонахождением, способом транспортировки товаров, трудоемкостью расчетных операций, финансовым положением контрагентов, скоростью оборота денежных средств.
В переходных условиях к рыночной экономике большое распространение получили переводы. Существуют переводы по почте, телеграфу, электронные переводы, переводы через банк платежными поручениями. Последние применяются для платежей за товары и услуги. Яри перечислении средств нескольким получателям, обслуживаемым одним банком, оформляются сводные платежные поручения.
Платежные поручения (как и другие расчетные документы) заполняются на компьютере без исправлений и подчисток на бланке установленной формы и представляются в банк (действительны в течение 10 суток со дня выписки). Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:
♦ наименование документа;
♦ номер документа, число, месяц, год его выписки;
♦ наименование банка плательщика;
♦ наименование плательщика, а также номер его счета в банке;
♦ наименование получателя средств, номер его счета в банке;
♦ наименование банка получателя;
♦ назначение платежа;
♦ сумма платежа (обозначается цифрами и прописью).
На первом экземпляре платежного поручения проставляются оттиск печати и подпись. На основании первого экземпляра платежного поручения осуществляется списание денег со счета плательщика. Либо используется электронная система расчетов.
В соответствии с действующим в Российской Федерации Положением о безналичных расчетах существуют срочные, досрочные и отсроченные расчеты платежными поручениями. Срочными платежами являются платежи после отгрузки товаров, а также авансовые Досрочный и отсроченный платежи должны предусматриваться в договоре (контракте). Расчеты платежными поручениями осуществляются по схеме, приведенной на рис. 2.
Если договором предусмотрена предоплата, то последовательность операций 1 и 2 может меняться.
Платежные поручения принимаются банками только при наличии денег на счетах плательщиков.
Рис. 5.2. Схема расчетов между предприятиями (поставщиком
- Тема 7. Коммерческая деятельность по закупкам материальных ресурсов
- Организация коммерческих связей и выбор потенциального поставщика
- 2. Условия поставки материальных ресурсов
- Пример расчета
- 3. Приемка продукции но критериям качества и количества
- 3.1. Приемка продукции по качеству
- Пример расчета
- 3.2. Приемка продукции по количеству
- 3.3. Особенности приемки импортных товаров по качеству и количеству
- Практические советы
- 4. Основные формы расчетов при закупке материальных ресурсов
- И покупателем) платежными поручениями
- 4.1. Расчеты с помощью векселей
- Пример расчета
- 4.2. Расчеты чеками
- 4.3. Плановые платежи
- 4.4. Аккредитивная форма расчетов
- 4.5. Клиринг
- 5. Ответственность предприятий-поставщиков при нарушении ими обязательств по контрактам