logo
Деятельность небанковских кредитных организаций

2.4 Кредитная политика МВФ

Первоначально МВФ как кредитор играл довольно скромную роль, так как основной целью его основания было создание расчетного центра международных валютно-кредитных отношений, главной задачей которого было выравнивание платежных балансов, то есть предоставление поддерживающих кредитов странам с отрицательными платежными балансами. Роль основного кредитора принадлежала другому Бреттон-Вудскому институту - Международному Банку реконструкции и развития. До начала 1980-х годов основными заемщиками МВФ были развитые страны. Мировой долговой кризис 1982 года изменил расстановку сил. Именно после него, Фонд занял главное место в системе международных финансовых организаций и стал не столько донором для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, испытывающих острые финансовые проблемы, сколько главным теоретиком их экономической политики. Надо отметить, что после 1984 г. МВФ перестал кредитовать развитые страны [3].

Для пересмотра задолженности и предоставления новых кредитов стало обязательным принятие странами должниками индивидуальных программ стабилизации. При разработке этих программ страны-должники, должны учитывать и использовать, так называемые, «универсальные» рекомендации МВФ. К ним относятся: соблюдение фискальной дисциплины (первичный дефицит госбюджета не более 2%); последовательное сокращение государственных расходов на содержание госаппарата, оборону, субсидирование предприятий; перераспределение госрасходов в сферы, обеспечивающие высокую экономическую отдачу либо выравнивание доходов (здравоохранение, образование, инфраструктура); проведение налоговой реформы; либерализация финансовой системы; упорядочение валютных курсов; либерализация внешней торговли; снятие барьеров на пути движения иностранного капитала; приватизация; дерегулирование и законодательное закрепление прав собственности [19].

Подобный порядок получил название «обусловленности» кредитов и был обоснован необходимостью - быть уверенными в том, что страны - заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда.

Такая практика превратила МВФ в «стража» мирового экономического порядка. МВФ стал не только непосредственно кредитовать страны-члены, но и помогать им получить кредиты у правительств промышленно развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. Кредиты МВФ стали своего рода международной оценкой кредитоспособности страны - заемщика и облегчать ей доступ на частный мировой рынок ссудных капиталов. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывал ей доступ на рынок капиталов. Подобная ситуация сохраняется и в настоящее время.

МВФ были определены теоретические положения для разработки индивидуальных планов стабилизации [11]:

1) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);

2) приоритеты общественным расходам (субсидии должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);

3) налоговая реформа (база налогообложения должна быть широкой и предельные ставки налогов должны быть умеренными);

4) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры).

процентных ставок данной страны; позитивные реальные ставки процента препятствуют бегству капитала и увеличивают накопления);

5) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны принять конкурентные обменные курсы, которые будут стимулировать экспорт);

6) либерализация торговли (тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);

7) прямые иностранные инвестиции (зарубежные капиталовложения могут принести необходимый капитал и квалификацию и потому должны поощряться);

8) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или имеют прямую личную долю в прибылях предприятия, или подотчетны тем, кто ее имеет; государственные предприятия следует приватизировать);

9) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);

10) права собственности (права собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства).

2. По мнению МВФ, такие меры необходимы для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их наличием, которое в свою очередь, должно привести со временем к стабильному экономическому росту и повышению уровня занятости. Степень детализации условий, предъявляемых Фондом странам-получателям кредитов, могла быть различна - от принятия общих обязательств сотрудничать с Фондом в выработке экономической политики до определения мер финансовой политики, предусматривающих конкретные экономические показатели.

Таким образом, МВФ представляет на сегодняшний день мощный финансовый институт, который не только кредитует страны, но и продолжает определять вектор развития большинства стран мира.