Деятельность небанковских кредитных организаций

курсовая работа

2.3 Роль МВФ в стабилизации экономики развивающихся стран

МВФ в свою очередь состоит из трех видов механизмов - льготного финансирования - созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Эти займы финансируются не за счет общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников - главным образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны предоставляют МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы [12]:

1) Трастовый (доверительный) фонд, ТФ (Trust Fund, TF) - 1976 - 1981 гг. Был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов стали наименее развитые страны. Страны - заемщицы не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка по кредиту была - 0,5% годовых, погашение - в течение срока, начинавшегося через пять с половиной лет и заканчивавшегося через десять лет после даты фактической выборки средств. 55 стран получили из трастового фонда 3,0 млрд. СДР (3,7 млрд. дол.). Остальная часть средств была передана развивающимся странам пропорционально их квотам.

2) Механизм финансирования структурной перестройки, МФСП (Structural Adjustment Facility, SAF) действовал в течение периода 1986 - 1993 гг. В рамках МФСП предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты [18].

3) Механизм расширенного финансирования структурной перестройки, МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility, ESAF) существует с декабря 1987г. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. Однако условия стабилизационных программ, осуществляемых при поддержке ресурсов МРФСП, более комплексные и радикальные по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП.

Страна-член имеет возможность получить по линии МРФСП кредит сроком на 3 года в размере до 190% квоты при исключительных обстоятельствах - до 255% квоты [19]. Для получения средств нужно разработать при содействии экспертов МВФ и Всемирного банка «Документ об основах экономической политики» -ДОП (Policy Framework Paper. PFP) на весь трехлетний период действия программы структурной перестройки.

Таким образом, при формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран МВФ выполняет роль посредника в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую потребность в заемных средствах, - с другой. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств кредиторам.

В условиях, когда объем необходимой финансовой помощи недостаточен или он не может быть обеспечен в рамках обычного и специального финансирования, МВФ предоставляет его посредством различных специальных процедур. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе [11, 12]:

1) Механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM) - был образован в сентябре 1995г. и представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

2) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds) может осуществляться в рамках договоренностей с государствами - членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Стабилизационные валютные фонды, по мнению МВФ, могут эффективно выполнять свою роль только при достаточно жесткой экономической политике. Поэтому и этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, которые были бы совместимы с намеченными ориентирами изменения валютного курса.

3) Экстренная помощь (Emergency Assistance) оказывается государствам-членам, которые испытывают трудности в финансировании платежного баланса, в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации. Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов.

4) Помощь пережившим конфликт странам. В сентябре 1995г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов. На этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану, Сьерра-Леону, Республике Конго.

Кроме выше перечисленных механизмов и процедур МВФ имеет право учреждать временные кредитные механизмы, которые финансируются за счет привлеченных средств. Примером такого временного механизма может служить: Нефтяной фонд (Oil Facility, OF) - 1974-1976, который использовался для предоставления кредитов странам - членам, являвшимся импортерами нефти, с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов; Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility, SFF), или "Фонд Виттевеена" (Witteveen Facility) - названный по имени директора-распорядителя МВФ, время действия - 1979 -1982 гг., который предоставлял дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ; Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Funds Resources), действовала в 1981 - 1992гг. с целью предоставления дополнительных кредитов странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот.

Таким образом, в случае острой необходимости МВФ всегда может учредить временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствии кризисных явлений в странах - членах и недопущению перерастания кризиса в мировой.

Делись добром ;)