logo
Деятельность Банка России по предотвращению банкротства кредитных организаций

Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

1.1 Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2013)"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под неспособностью кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам данный закон понимает неисполнение кредитной организацией соответствующих обязанностей и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Под этим понимается неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед клиентами, партнерами, бюджетом, органами государственного управления и так далее.

Существует множество факторов, влияние которых приводит кредитные организации к несостоятельности (банкротству). Эти факторы можно условно разделить на две большие группы:

внешние;

внутренние.

Внешние факторы. К ним можно отнести политическую и общеэкономическую ситуацию в стране, состояние финансового рынка, надежность банков - партнеров, надежность клиентов. На эти факторы в большинстве случаев кредитная организация повлиять не может. Но, как известно, банк сам может выбирать своих партнеров и клиентов и тем самым он может ограничить влияние этих факторов. Но отдельный банк (если он не является системообразующим) не может повлиять на общеэкономическую, политическую ситуацию в стране, а также на состояние финансового рынка.

Внутренние факторы. В эту группу факторов входят: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, уровнем квалификации кадров и уровнем менеджмента, внутренней политикой банка. На эту группу факторов банк имеет непосредственное влияние. Любой банк вырабатывает свою собственную стратегию поведения на рынке. При приеме сотрудников на работу, банковский менеджер может достичь нужного ему уровня квалификации сотрудников. Как известно, чем выше уровень квалификации, тем меньше вероятность возникновения проблем у банка из-за некомпетентности его сотрудников. Уровень менеджмента также напрямую зависит от квалификации менеджера и здесь немаловажную роль играет опыт работы в данной области.

Внешние факторы.

Одним из наиболее важных внешних факторов является политическая ситуация в стране. Она определяется идеологией партии, находящейся у власти, и высшего руководства страны. Так как политическая стабильность - важнейшее условие успешного развития рынка банковских услуг, аналитический отдел банка должен отслеживать социально-политическую ситуацию в стране с корректировкой на неизбежную оппозицию со стороны других партий с тем, чтобы прогнозировать возможные варианты развития событий. При этом банки с агрессивной политикой прилагают значительные усилия для формирования необходимой им (или устранения нежелательной) экономической политики.

Банки с консервативной политикой отслеживают и прогнозируют возможное развитие социально-политической ситуации для выработки различных вариантов стратегии банка, которые могут применяться в различных социально-политических и экономических условиях. Из-за того, что такие прогнозы требуют специалистов-политологов и социологов, банку необходимо привлекать их.

В области воздействия на экономическую политику усилия банков могут быть направлены на:

стабилизацию ситуации в стране и регионе;

на возможность получения ссуд у Центрального банка на более льготных условиях;

более низкие требования к норме обязательных резервов;

поощрения со стороны Центрального банка по созданию коммерческими банками отделений и развития корреспондентских связей;

достаточно высокие требования к величине первоначального капитала;

предоставление достаточного времени для адаптации к новым условиям (например, увеличение уставного капитала или величины обязательных резервов);

льготное налогообложение.

Особого внимания заслуживают усилия банков, направленные на установление обязательных высоких требований к величине уставного капитала, так как установление высокого уставного капитала ограждает коммерческие банки от конкуренции и позволяет им "поглощать" уже существующие относительно небольшие коммерческие банки, которые не в состоянии выполнить эти требования.

Высокие требования Центрального банка к уставному капиталу коммерческих банков обусловлены инфляцией и носят двойственный характер: с одной стороны, они ограничивают конкуренцию и способствуют концентрации банковского капитала, с другой, - защищают конкуренцию, так как обеспечивают относительно высокую надежность функционирования банковской системы, препятствуя появлению в этой области бизнеса тысячам мелких банков.

Политика банков так же усугубляет экономический спад, так как из-за высокого кредитного риска банки уходят с рынка долгосрочных ссуд.

Внутренние факторы.

В случае относительной стабильности социально-экономической ситуации и состояния финансового рынка решающую роль в банковских банкротствах играют внутренние факторы.

Наибольшее значение в эффективном (или не эффективном) управлении банковскими рисками имеет стратегия банка. Разработка стратегии банка - это поиск равновесия между силами банка и окружающей его обстановкой. Оно может быть достигнуто путем выбора вариантов. Оценка обстановки исходит из анализа требований рынка, технических возможностей банковского бизнеса, наличия инфраструктуры. В свою очередь оценка существующих ресурсов банка должна включать анализ собственного капитала и определение основных источников его роста, учет уровня квалификации кадров и качества менеджмента. На основе сопоставления окружающей обстановки и возможностей банка формируются финансовые цели и цели развития банка, вытекающие из оценки будущей обстановки.

Проведение стратегического планирования и стратегического управления значительно смягчают банковские риски и способствуют успешному развитию банковского бизнеса. Банковские стратегии поведения на рынке должны разрабатываться для каждого банка в отдельности.

Возможные варианты стратегии банка:

традиционная - поступать, как все банки, довольствуясь достигнутым;

оппортунистическая - поиск новых сегментов рынка, основана на знании рыночной ситуации (на товарном, валютном, фондовом, денежном рынках), связана с высокой степенью риска;

оборонительная - заключается в усилиях не отстать от других;

зависимая - обычно ее проводят мелкие банки;

наступательная - банк стремится занять ведущие позиции на рынке банковских услуг. Для осуществления этой стратегии необходимо нестандартно мыслящее руководство, хорошо знающее рынок, а также хорошо организованные маркетинговые исследования.

Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои плюсы и минусы, но необходимо отметить, что в условиях становления финансового рынка России со всей его нестабильностью и изменениями в соотношении сил, по мнению автора, наиболее перспективна агрессивная политика.

В связи с этим крупные банки экономически развитых стран начинают менять свою стратегию - они отдают предпочтение росту прибыли активов и стремятся повысить эффективность работы, а не расширять свое участие на рынке. Расширение филиалов можно рассматривать как экстенсивный путь развития, повышение эффективности использования активов банка означает интенсификацию работы банка. Одно из решений проблемы превышения возможностей над спросом - объединение ряда банков, осуществляющих операции на одном рынке.

Агрессивная политика российских банков должна проявляться не столько в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, сколько в расширении спектра банковских услуг. Но прежде чем вводить новый финансовый продукт, необходимо проанализировать все связанные с ним риски. Если с учетом рисков установленная цена на новый продукт не дает разумной доходности, от него надо отказаться. Многие банки делают ошибку, вводя новый финансовый продукт только потому, что другие банки его предлагают, и не заботятся о соотношении риска и дохода.

Управление собственным капиталом.

Недостаточно квалифицированное управление собственным капиталом - одна из наиболее распространенных причин банкротства банков в России.

При управлении собственным капиталом необходимо сочетание прибыльности и ликвидности. Таким образом, расширение активов и пассивов без соответствующего прироста собственного капитала может привести к неспособности покрыть потенциальные обязательства и к нарушению установленных Центральным банком обязательных нормативов (минимального размера уставного фонда, минимального размера обязательных резервов и предельного соотношения между размером уставного фонда банка и суммой его активов с учетом оценки риска).