logo
Денежно-кредитная политика центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования

1.2 Цели и режимы денежно-кредитной политики

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

· Сдерживание инфляции

· Обеспечение полной занятости

· Регулирование темпов экономического роста

· Смягчение циклических колебаний в экономике

· Обеспечение устойчивости платежного баланса

Конечными целями денежно-кредитной политики являются устойчивый экономический рост и ценовая стабильность. Учитывая, что данные цели имеют долгосрочный характер, и денежные власти не в состоянии оказывать непосредственное влияние ни на ВВП, ни на уровень цен, центральный банк в своей текущей политике формулирует также операционные и промежуточные цели.

В качестве операционных целей выступают значения показателей, находящихся под непосредственным контролем центрального банка. К ним относятся краткосрочная процентная ставка денежного рынка и денежная база. Центральный банк оказывает воздействие на эти показатели с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов денежной политики.

Промежуточные цели могут устанавливаться применительно к показателям денежной массы (в виде денежного агрегата) и валютного курса. Достижение промежуточных целей регулируется через достижение операционных целей. В результате складывается иерархия целей в полном соответствии с этапами трансмиссионного механизма денежной политики: операционные - промежуточные - конечные цели.

Как правило, денежно-кредитная политика ориентируется на достижение одной цели в каждой из трех групп. Из числа операционных, промежуточных и конечных целевых показателей выбирается один в качестве главного; другим целям при этом отводится второстепенная роль. Такой подход объясняется противоречивостью целевых ориентиров. Центральный банк, как известно, не может управлять несколькими целевыми переменными одновременно. Стремясь стабилизировать одну из переменных, другие оказываются вне его контроля: их изменение происходит эндогенно в ответ на макроэкономические шоки и действия самого центрального банка.

Так, в случае фиксации валютного курса денежная масса оказывается вне контроля центрального банка. Она автоматически увеличивается всякий раз, когда центральный банк препятствует удорожанию национальной валюты. И, наоборот, денежная масса сокращается, когда центральный банк продает иностранную валюту, стремясь не допустить обесценения отечественной валюты.

Центральный банк обеспечивает достижение целевых показателей либо путем проведения дискреционных мероприятий денежной политики, управляя монетарной сферой в «ручном режиме», либо на основе выполнения установленных монетарных правил.

Монетарное правило представляет собой алгоритмическую процедуру, выраженную обычно в виде простой формулы, согласно которой центральный банк действует в случае отклонения ключевых макроэкономических переменных от целевых ориентиров. Простейшим примером монетарного правила является режим фиксированного валютного курса. Алгоритмическая процедура, которую в данном случае использует центральный банк, заключается в покупке и продаже валютных резервов с целью недопущения отклонений валютного курса от установленной величины.

Монетарные правила по своему действию аналогичны автоматическим стабилизаторам: при их выполнении длительное и существенное отклонение контролируемой переменной от целевого уровня становится невозможным.

Дискреционная монетарная политика относится к политике активизма, при осуществлении которой монетарные власти обладают свободой действий исходя из обстоятельств. Центральный банк может по своему смотрению выбирать любой из инструментов политического воздействия на экономику и применять его в необходимом объеме и в нужный момент времени. Поскольку деньги в краткосрочном периоде не нейтральны, то существует возможность с помощью дискреционных мер устранять нежелательные колебания ВВП и уровня занятости или, другими словами, проводить контрциклическую монетарную политику.Золотарчук В.В. Макроэкономика. - М., 2011. - С.471.

Однако применение дискреционных монетарных мер сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем практического характера. К ним относятся: лаги монетарной политики, сложность и непредсказуемость трансмиссионного механизма, политическое давление на центральный банк. Наличие этих проблем снижает эффективность контрциклической монетарной политики.

Монетарные лаги, т.е. задержки во времени, возникающие на разных этапах реализации монетарной политики.Головнин М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики. - 2009. - №4. - С.52. Монетарные лаги столь же велики и непредсказуемы, как и лаги фискальной политики. Различие между ними обнаруживается только в том, как соотносятся между собой внутренний и внешний лаги. Монетарный внутренний лаг, как правило, короче бюджетного внутреннего лага по причине того, что применение монетарных инструментов не требует законодательного решения. Однако монетарный внешний лаг, напротив, длиннее бюджетного внешнего лага из-за трансмиссионного механизма. Согласно эмпирическим данным внешний лаг монетарной политики составляет от шести месяцев до двух лет. Например, в России шок денежного предложения сказывается на инфляции с лагом в полгода; после этого на протяжении еще шести месяцев данный шок продолжает влиять на инфляцию, но с постепенным затуханием. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. - 2007. - №10. - С.16.

Из-за лагов дискреционные меры оказывают воздействие не на текущую ситуацию в экономике, а на ситуацию, которая ожидается в будущем. Поскольку макроэкономические прогнозы на будущее не всегда точны, то применение дискреционных мер может навредить экономике. В качестве примера можно взять случай, когда центральный банк, предвидя в будущем году ускорение инфляции, повышает процентную ставку или удорожает валютный курс. И то, и другое, если прогноз верный, способно снизить инфляционное давление на экономику в будущем году. Однако если прогноз окажется ошибочным, экономика в обоих случаях испытает негативный монетарный шок, который замедлит рост совокупного спроса: из-за высокой процентной ставки сократятся инвестиции, а из-за дорогой национальной валюты сократится чистый экспорт. Андрюшин С. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис // Вопросы экономики. - 2008. - №11. - С.40.

Непредсказуемость результатов дискреционных мер, риск их ошибочного применения возрастают из-за возможных нарушений трансмиссионного механизма монетарной политики. В первую очередь - из-за сбоев при передаче монетарного импульса к процентной ставке или валютному курсу, а от них - к совокупному спросу.

Еще один недостаток. Центральному банку, обладающему правом на дискреционные действия, трудно избегать политического давления со стороны органов государственной власти. Так, в предвыборный период президент, правительство, законодательные власти, чтобы заручиться поддержкой избирателей, могут потребовать от центрального банка ослабления денежной политики (удешевления кредитов, расширения объемов монетарного финансирования бюджетных инициатив и т.п.), нисколько не считаясь при этом с фактическим состоянием дел в макроэкономике.

Следование правилам в денежной политике не только исключает возможность негативных последствий, присущих дискреционному подходу, но и позволяет реализовать ряд дополнительных преимуществ. Денежные правила способствуют проведению ясной, регулярной и последовательной политики; они дисциплинируют центральный банк, защищают его от политического давления государства. Как результат, укрепляется общественное доверие к центральному банку, повышается устойчивость денежной системы.

В последнее время центральные банки отдают предпочтение монетарной политике, основанной на правилах. Дискреционные меры допускаются лишь в исключительных случаях - обычно тогда, когда возникает угроза финансового, валютного или банковского кризиса.

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики.

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

· политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;

· политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.