Денежно-кредитная политика центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования

курсовая работа

2.1 Центральный банк и его характеристика

Центральный банк страны является главным звеном кредитной системы любого государства. Центральный банк - это, прежде всего посредник между государством и экономикой.

Возникновение центральных банков связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в немногих банках эмиссии банкнот. Такие банки стали новыми центрами эмиссии денег. В разных странах такие банки называют по-разному: государственными, народными, эмиссионными, резервными. В истории развития кредитной системы существовало два пути формирования центральных банков: 1) ЦБ приобретали свой статус и функции в процессе исторической эволюции; 2) ЦБ изначально учреждены государством как эмиссионные институты.

Центральный банк России был учрежден в 1990 году. Капканщиков С.Г. Макроэкономика. - М., 2007. - С.212.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства, хотя имеются центральные банки, капитал которых государству не принадлежит. В зависимости от форм собственности центральные банки подразделяются на унитарные (государственные), акционерные, объединения ассоциативного типа (смешанные).

Формы организации Центрального банка

Унитарные (государственные)

Акционерные

Ассоциативного типа (смешанные)

Капитал полностью принадлежит государству (Англия, Россия, Дания, Франция)

Капитал принадлежит акционерам (США, Италия)

С участием или без участия государственных структур (Швейцария, Япония, Австрия)

Значимость центральных банков в денежно-кредитной политике страны определяется ее независимостью в решении данной задачи.

Основными субъективными факторами здесь являются сложившиеся взаимоотношения между Центральным банком и правительством.

Критериями независимости центральных банков, обусловленной объективными факторами, являются: участие государства в капитале ЦБ и распределение прибыли; процедура назначения (выбора) руководства банка; степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ; право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования расходов ЦБ страны.

В настоящее время основными задачами Центрального банка любой страны являются:

1) защита и обеспечение устойчивости валюты страны;

2) обеспечение единой федеральной денежно-кредитной политики;

3) развитие и укрепление банковской системы;

4) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

5) осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Для выполнения данных задач Центральный банк призван быть:

1) эмиссионным центром страны (монопольное право на выпуск банкнот);

2) банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками страны;

3) банкиром правительства, для чего должен поддерживать государственные экономические программы, предоставлять кредиты правительству;

4) главным расчетным центром страны, выступая посредником между банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований;

5) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

При решении данных задач Центральный банк выполняет три основополагающие функции: регулирующая (регулирование денежной массы в обращении); контрольная (определение соответствия требованиям качественному составу банковской системы), информационно-исследовательская (должен быть научно-исследовательским, информационно-статистическим центром, публикуя информацию в денежно-кредитной сфере, и заниматься консультационной деятельностью).

В настоящее время банковскую систему России возглавляет ЦБ России, правовой статус, задачи, функции которого формируются на нескольких уровнях: конституционном, специальном законодательном и подзаконном.

Конституция РФ (ст.103) установила, что Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания, которая назначает на должность и освобождает Председателя Банка России и членов Совета директоров, назначает аудитора Банка России и утверждает его годовой отчет и аудиторское заключение.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

а) предоставление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

б) определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

в) доклады Председателя Банка России государственной Думе о деятельности Банка России.

Законодательное регулирование правового положения ЦБ России осуществляется специальным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации». О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-фз // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

Высшим органом Банка России является Совет директоров, определяющий основные направления его деятельности и осуществляющий руководство и управление ЦБ РФ.

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования -- это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой Центральный банк осуществляет переучет у них векселей.Моисеев С.Р. Макроэкономика: учебник. - М., 2008. - С.124.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений, являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, ее стабильность. Коммерческие банки обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования и т.д.

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков, инструментами косвенного - установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках.

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. -- 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2008. - С.152.

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

· ситуацию в реальном секторе экономики;

· доходность от вложения средств в производство;

· ситуацию в других секторах финансового рынка;

· экономические ожидания хозяйствующих субъектов;

· потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Делись добром ;)