2.3 Анализ мероприятий Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы
В 2012-2014 годах Банк России осуществлял деятельность по развитию и совершенствованию национальной платежной системы, направленную на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы страны. Банком России будут проводиться мероприятия по реализации Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ "О национальной платежной системе". Была разработана Стратегия развития национальной платежной системы, предусматривающая мероприятия по обеспечению стабильности национальной платежной системы, повышению ее эффективности и конкурентоспособности, совершенствованию платежной системы Банка России, развитию инфраструктурного и межсистемного взаимодействия субъектов национальной платежной системы, а также повышению уровня доступности и безопасности платежных услуг, в том числе с использованием инновационных платежных инструментов.
В развитие указанного федерального закона Банком России в 2012 году будут разработаны нормативные акты по следующим направлениям:
- регулирование платежной системы Банка России;
- регулирование платежных систем, надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем, защиты информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных средств.
В целях обеспечения развития национальной платежной системы Банком России в рамках участия в деятельности Технического комитета по стандартизации финансовых операций будет продолжена работа по созданию национального стандарта осуществления безналичных расчетов на основе методологии ISO 20022 и его дальнейшему внедрению в национальную платежную систему. Основные мероприятия по развитию платежной системы Банка России будут направлены на совершенствование системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (БЭСП), в частности на расширение предоставляемых расчетных сервисов кредитным организациям, в том числе участникам финансовых рынков, Федеральному казначейству и структурным подразделениям Банка России, включая расширение регламента функционирования системы БЭСП, а также на повышение оперативности и степени автоматизации выполняемых процедур по управлению внутридневной ликвидностью. В результате реализации указанных мероприятий будут созданы условия для снижения рисков и издержек участников платежной системы.
В 2012-2014 годах продолжилось развитие инспекционной деятельности. Завершилось формирование единой централизованной структуры инспектирования Банка России.
В целях повышения эффективности и результативности проверок, снижения нагрузки на кредитные организации продолжилась работа по стандартизации основных вопросов и внедрению в процедуры проверок современных информационных технологий.
Была расширена практика оперативного контроля за качеством инспекционной деятельности, в том числе посредством проведения межрегиональными инспекциями мониторинга проверок всех кредитных организаций, расположенных на соответствующей территории. Была сформирована вертикально интегрированная система внутреннего контроля за инспекционной деятельностью. Продолжилась работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности на основе международно-признанных подходов, в том числе в части надзора за трансграничными учреждениями.
В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций была продолжена работа по вопросам:
- совершенствования системы допуска к управлению кредитными организациями в соответствии с международными подходами.
Банк России продолжил работу над проектом федерального закона, направленного на усиление противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, совершенствование механизмов оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций и контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций;
- установления уголовной ответственности для руководителя, а также лица, ответственного за составление и (или) представление бухгалтерской и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно за представление неполных либо заведомо ложных сведений с целью сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.
Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины, повышения доверия к банковскому сектору со стороны населения будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность кредитных организаций раскрывать на своих официальных сайтах в сети Интернет информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций и их руководителей.
В целях повышения эффективности предупреждения банкротства проблемных кредитных организаций предполагалось участие в подготовке проекта федерального закона, предусматривающего закрепление за государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" на постоянной основе функции по финансовому оздоровлению банков и уточнение механизмов их осуществления.
Банком России были предприняты меры по дальнейшему повышению эффективности функционирования банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В процессе надзора за исполнением кредитными организациями законодательства и иных нормативных актов в сфере ПОД/ФТ особое внимание было уделено реализации кредитными организациями при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ риск ориентированного подхода в отношении клиентов и их операций.
В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2012-2014 годах было осуществлено по деятельности по следующим направлениям:
1) Участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра:
- Введение
- 1. Понятие, специфика денежно-кредитной политики Российской Федерации
- 1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики
- 1.2 Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях
- 1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации
- 2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 гг.
- 2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей в 2012-2014 гг.
- 2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование за 2012-2014 гг.
- 2.3 Анализ мероприятий Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы
- Денежно-кредитная политика центрального банка российской федерации
- Действующий порядок разработки и реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- 1. Центральный банк Российской Федерации, как проводник денежно-кредитной политики
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 2.2.Денежно-кредитная политика Центрального банка в Российской Федерации.
- Денежно-кредитная политика
- 10.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации
- Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, ее цели, задачи и инструменты