2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей в 2012-2014 гг.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5%, в 2014 году - до 4-5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5-5,5% в 2012 году, 4-5% в 2013 году и 3,5-4,5% в 2014 году.
Расчеты по денежной программе на 2012-2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12-20%, в 2013 году - 16-19%, в 2014 году - 17-20%.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012-2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9-16%, в 2013 году - 12-14%, в 2014 году - 13-15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012-2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012-2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012-2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012-2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8-1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012-2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2-0,5 трлн. рублей в год.
Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012-2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3-1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012-2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1-1,4 трлн. рублей в год в 2012-2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей. [12] Данные этих всех показателе представлены в таблице 1
Таблица 1-Показатели динамики денежно-кредитных показателей
2012г |
2013г |
2014г |
||
Снижение инфляции |
До5-6% |
До4,5-5,5% |
До 4-5% |
|
Прирост денежного агрегата М2 |
12-20% |
16-19% |
17-20% |
|
Прирост денежной базы в узком определении |
9-16% |
12-14% |
13-15% |
|
Снижение мировых цен на нефть (трлн.руб) |
На 0,5 |
На 1,5 |
На 0,7 |
|
Увеличение ЧВА (трлн.руб) |
На 1,1 |
На 1,5 |
На 1,8 |
|
Увеличение объема чистого кредита расширенному правительству (трлн.руб) |
На 0,3 |
На 0,4 |
На 0,5 |
|
Прирост ЧМР (трлн.руб) |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
|
Объем чистого кредита расширенному правительству сократится (трлн.руб) |
На 0,2 |
На 0,5 |
На 0,5 |
|
Чистый кредит банкам увеличится (трлн.руб) |
На 0,2 |
На 0,4 |
На 0,7 |
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. Эти показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели динамики денежно-кредитной сферы
Обзор других финансовых организаций (млн. руб.) |
01.10.2012 |
01.10.2013 |
01.10.2014 |
|
Чистые иностранные активы |
83578 |
110141 |
216325 |
|
Требования к нерезидентам |
124451 |
154575 |
271870 |
|
Иностранная валюта |
909 |
569 |
552 |
|
Депозиты |
8507 |
1453 |
4298 |
|
Ценные бумаги, кроме акций |
361069 |
51989 |
100365 |
|
Кредиты и займы |
3957 |
47058 |
7080 |
|
Прочее |
74975 |
95860 |
159576 |
|
Обязательства перед нерезидентами |
40873 |
44434 |
55545 |
|
Кредиты и займы |
5561 |
2259 |
1273 |
|
Прочее |
35312 |
42175 |
54272 |
|
Требования к банковской системе |
893629 |
1607734 |
2139381 |
|
Наличная валюта |
13047 |
23252 |
10075 |
|
Прочее |
880582 |
1584481 |
2129306 |
|
14838 |
149904 |
Делая вывод по таблице 2 можно сказать о том, что чистые иностранные активы с каждым годом увеличиваются почти в 2 раза.
Что касается иностранной валюты, то ее сумма с каждым годом уменьшается. Если в 2012 году она была 909 млн. руб., то к 2014 году составила 552 млн. руб.
Далее идем, и большой отрыв между суммами имеют кредиты и займы. Почти двух разовое уменьшение.
В 2012 году - 5561 млн. руб., а в 2014 - 1273 млн. руб.
- Введение
- 1. Понятие, специфика денежно-кредитной политики Российской Федерации
- 1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики
- 1.2 Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях
- 1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации
- 2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 гг.
- 2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей в 2012-2014 гг.
- 2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование за 2012-2014 гг.
- 2.3 Анализ мероприятий Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы
- Денежно-кредитная политика центрального банка российской федерации
- Действующий порядок разработки и реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- 1. Центральный банк Российской Федерации, как проводник денежно-кредитной политики
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 2.2.Денежно-кредитная политика Центрального банка в Российской Федерации.
- Денежно-кредитная политика
- 10.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации
- Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, ее цели, задачи и инструменты