logo
Курсовая, Цб,ДКП

2.2.Денежно-кредитная политика Центрального банка в Российской Федерации.

Участие Центрального банка Российской Федерации в регулировании системы расчетов и платежей является одной из основных его целей, определяемой ст. 3 ФЗ № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с данной статьей, целью деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, наряду с защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы России.

Правовой основой деятельности Банка России по обеспечению функционирования платежной системы являются также ст. 80–82 ФЗ №86-ФЗ. В соответствии с этими статьями Банк России:

–регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации;

– устанавливает стандарты осуществления безналичных расчетов, обязательные для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения;

– проводит межбанковские безналичные расчеты.

Платежная система Банка России обеспечивает:

– зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление

– указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;

– возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом;

– реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;

– расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

– организация системы электронных платежей, защиты банковской информации.

Эмиссионно-кассовые операции – это операции банка, связанные с выпуском наличных денег в хозяйственный оборот и кассовым обслуживанием клиентов. Соответственно, организация регулирования эмиссионно-кассовых и операций центрального банка как "главного банка" страны осуществляется в рамках следующих направлений его деятельности:

– организация и регулирование собственных эмиссионно-кассовых операций, в результате которых происходит выпуск наличных денег в хозяйственный оборот и кассовое обслуживание клиентов центрального банка (коммерческих банков, бюджетов различных уровней);

– регулирование кассовых операций коммерческих банков, которое центральный банк осуществляет как особый надзорный орган в рамках банковской системы страны.

Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)" в части регулирования наличного денежного обращения на территории Российской Федерации возлагает на Банк России выполнение следующих функций:

–организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

– определение порядка ведения кассовых операций.

Центральный банк фактически платит банкнотами, которые сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. Сегодня нет никакого законодательно установленного норматива обмена этих обязательств центрального банка, например, на золото и другие драгоценные металлы. В принципе, банкноты могли бы выпускаться в неограниченном количестве. Тем не менее, существуют косвенные границы, которые определяются задачами, поставленными перед центральным банком, и его функциями: основная конституционная задача Банка России заключается в обеспечении устойчивого функционирования национальной валюты. Исходя из этих ограничений, центральный банк предоставляет коммерческим банкам денежные средства лишь в ограниченном количестве – в пределах поставленных целей денежной программы. Налично-денежную эмиссию – выпуск наличных денег в обращение и обратный процесс – изъятие денег из обращения следует рассматривать как ограниченные только часами работы банковской системы непрерывные разнонаправленные потоки, различающиеся по интенсивности. При организации налично-денежной эмиссии используются следующие основные агрегаты аналитических счетов банковского сектора и основные агрегаты аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования.

Денежная масса М2 (по методологии денежного обзора) – наличные деньги в обращении МО, остатки средств резидентов Российской Федерации на счетах до востребования, открытых в кредитных организациях в валюте РФ и все депозиты в иностранной валюте;

Наличные деньги в обращении МО – выпущенные в обращение Банком России наличные деньги за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций.

Резервные деньги – выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, на корреспондентских счетах, и остатки других средств кредитных организаций на счетах в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также депозиты до востребования нефинансовых предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России в соответствии с действующим законодательством.

С помощью процентной политики центральный банк получает возможность:

1. воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

2. регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;

3. регулировать объем денежной массы в стране;

4. предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Изменяя процентную ставку по своим кредитам и депозитам, центральные банки могут оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного рынка и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешевых или дорогих денег.

Политикой дешевых денег центральные банки уменьшают процентные ставки по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она обычно сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. В качестве целей осуществления экспансионистской денежно-кредитной политики выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Но не всегда экономическая система готова к использованию льготных заемных средств. Дешевые заемные средства могут быть, и не направлены на развитие производства, а увеличенная денежная масса напрямую вызвать повышение цен. В этом случае центральные банки должны проводить рестрикционную денежно-кредитную политику, или политику дорогих денег. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы кредитных операций с клиентурой. Диалогично установление базовой ставки рефинансирования – это косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – прямой метод. Регулирование учетной ставки – достаточно тонкий инструмент регулирования, и центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент проявляется тенденция к снижению стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае КБ предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредиты ЦБ. Если же официальная учетная ставка уже до ее понижения находилась на уровне ниже рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой соответствующую реакцию денежного рынка. Ставка рефинансирования – процентная ставка, применяемая центральным банком в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые центральный банк использует при предоставлении кредитов банкам в порядке рефинансирования. Официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у КБ ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше учетная ставка, тем больше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны, как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

.В России в соответствии с Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

При этом могут устанавливаться одна или несколько процентных ставок по различным видам операций:

1. ломбардным кредитам;

2. кредитам "овернайт";

3. внутридневные кредитам;

4. депозитным операциям;

5. операциям РЕПО.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку – влиять на размер денежного предложения.