2.1 Особенности российского рынка хеджирования
Нельзя сказать, что хеджирование как вид профессиональной активности на сегодня достаточно развито в России - скорее справедливо обратное.
С одной стороны, не существует достаточно развитого рынка необходимых финансовых инструментов, с другой - имеющиеся инструменты недостаточно востребованы. Хеджирование требует определенных затрат, и в то время как отсутствие таких затрат как правило остаётся незамеченным, их возникновение обязательно привлечёт повышенное внимание руководства компании, и в контексте принципов российского корпоративного менеджмента это внимание может иметь весьма негативную окраску.
Сущность хеджирования как операций на вторичном рынке, экономически связанных с основной деятельностью компании, пока недостаточно понята российскими бизнесменами. Чаще всего имеет место либо нежелание отвлекать капитал на такие операции, либо стремление рассматривать отвлекаемый капитал как спекулятивный, со всеми вытекающими требованиями к его доходности.
Экономический рост в современном его понимании вряд ли возможен без эффективной системы вторичных рынков, а развитие такого рынка, повышение его ликвидности и снижение транзакционных издержек создаст благоприятные условия для проведения хеджевых операций самого разного масштаба и направленности [20, с. 21].
В то время как для зарубежных компаний хеджирование является одним из широко распространенных и эффективных способов управления финансовыми рисками, в России хеджирование финансовых рисков пока не находит столь широкого распространения.
Наличие внутренних срочных рынков и инструментов хеджирования во многом способствует укреплению внутренней экономической безопасности: при операциях на зарубежных рынках хеджер принимает риски зависимости от местного законодательства, кроме того, компании вынуждены депонировать значительные средства по обеспечению сделок за рубежом. Но существует вопрос о том, где безопаснее и эффективнее можно осуществлять хеджерские операции - на отечественных торговых площадках или на зарубежных рынках.
Периодически предпринимаются лоббистские попытки по выработке законодательства на основе зарубежных моделей, способствующих развитию ситуации в пользу некоторых иностранных рынков. Начали активную работу срочные рынки в Восточной Европе. Традиционно привлекают к себе срочные рынки Великобритании, где действует наиболее благоприятная законодательная и налоговая среда и развита защита контрагентов.
Двусмысленность трактовок в российском законодательстве и сложность гармонизации бухгалтерской отчетности физических сделок и сделок на срочных рынках не способствуют развитию срочных рынков и хеджирования. Для средних и средне- крупных компаний стоимость юридического сопровождения операций хеджирования сопоставима с размером возможных убытков от колебаний цен. Для российских компаний нет прямых фьючерсных инструментов, поскольку российские продукты поставки плохо коррелируются с аналогами, торгуемыми на иностранных биржах. Для хеджирования приходится создавать сложные синтетические инструменты, при применении которых могут возникнуть ситуации, когда базисный риск станет выше, чем классический ценовой риск [13, с. 21].
При сырьевом перекосе экономики очень важным становится вопрос выработки стратегий сырьевых компаний, на случай, если рынок начнет работать против них. Среди российских экспортеров хеджирование наиболее развито в металлургических компаниях и также заметны усилия по хеджированию финансовых рисков нефтяных компаний [1, с. 23-24].
В нефтяном секторе наиболее ярко проявляется характерное для России отсутствие политической воли топ-менеджмента хеджировать финансовые риски: ведь если цена на сырье продолжит расти, хеджирование не позволит получить дополнительную прибыль, а если цена будет снижаться, всегда возможно списать с себя ответственность за убытки на упавший рынок.
Но даже при такой ситуации на рынке можно говорить о том, что все больше хеджеров выходит на рынок. Такие выводы можно сделать, изучив материалы, представленные в отчете НАУФОР «Российский фондовый рынок 2007. События и факты».
В 2006 году рынок FORTS предлагал 18 типов срочных контрактов (12 фьючерсов и 6 опционов), к концу 2007 года их количество увеличилось до 53 (36 фьючерсов и 17 опционов). Далее в 2-х таблицах будут представлены данные по рынку FORTS в части производных финансовых инструментов, связанных с фондовыми активами за последнее время.
Наиболее активным торгуемым типом срочного контракта в 2007 году оказался фьючерс на индекс РТС - 48,8 % от общего объема торгов срочными контрактами на ценные бумаги и фондовые индексы ( в денежном выражении); этот же инструмент наиболее ликвидным и в 2006 году, его доля тогда составляла - 27,8 %. Если сравнивать объем рынка срочных контрактов, базисным активом которых являются акции и индексы на акции, и объем спот рынка акций без учета сделок репо, то можно видеть, что это соотношение постоянно увеличивается: в 2005 году оно составляло 15,4 %, 2006 - 21,2 %, а к 2007 достигло уже 46,3 %. Таким образом, срочный рынок имеет тенденцию к росту не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Особого внимания достойно то, что в 2007 году срочный рынок помимо демонстрации роста количественных показателей перешел на иной качественный уровень [27]. Это связано в первую очередь с существенным изменением открытых позиций, данные по которым представлены в таблице 4.
Таблица 4 Открытые позиции на срочном рынке FORTS по контрактам на ценные бумаги и фондовые индексы
2005 |
2006 |
Q1-07 |
Q2-07 |
Q3-07 |
Q4-07 |
2007 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Фьючерсные контракты |
||||||||
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. |
11,5 |
34,6 |
47,7 |
57,2 |
66,5 |
74,7 |
246,1 |
|
в т.ч. на индекс |
0,6 |
7,9 |
9,4 |
12,2 |
22,2 |
33,5 |
77,3 |
|
в т.ч. на акции |
9,5 |
20,9 |
30,8 |
34 |
38,6 |
38,9 |
142,3 |
|
в т.ч. на облигации |
0,7 |
1,6 |
1,3 |
2 |
5,7 |
2,3 |
26,5 |
|
Средний объем открытых позиций, млн. контрактов |
1 |
1,2 |
1,4 |
1,7 |
2,1 |
1,9 |
7,1 |
|
в т.ч. на индекс |
0 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,8 |
|
в т.ч. на акции |
0,9 |
0,9 |
1 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
4,7 |
|
в т.ч. на облигации |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
1,6 |
|
Опционные контракты |
||||||||
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. |
6,5 |
30 |
58,6 |
63,7 |
121,2 |
117,3 |
360,8 |
|
в т.ч. на индекс |
0,2 |
9 |
10 |
21 |
53,8 |
71,7 |
156,5 |
|
в т.ч. на акции |
6,3 |
21 |
48,6 |
42,7 |
67,4 |
45,5 |
204,3 |
|
в т.ч. на облигации |
||||||||
Средний объем открытых позиций, млн. контрактов |
0,6 |
1 |
1,8 |
1,7 |
2,8 |
2,3 |
8,6 |
|
в т.ч. на индекс |
0,6 |
0,9 |
1,7 |
1,5 |
0,6 |
0,7 |
4,5 |
|
в т.ч. на акции |
0 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
2,3 |
1,6 |
4,1 |
|
в т.ч. на облигации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
||||||||
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. |
18 |
64,6 |
106,2 |
120,9 |
187,7 |
191,9 |
606,7 |
|
Средний объем открытых позиций за год, млн. контрактов. |
1,6 |
2,2 |
3,3 |
3,4 |
4,9 |
4,2 |
15,7 |
В 2005 - 2006 гг. показатель открытых позиций составлял 1,8 - 2,1 % от общего объема торгов по фьючерсам и 8,2 - 9,6 % по опционам. В 2007 году средний объем открытых позиций по фьючерсам в течение первых 3 кварталов составлял 4,6 - 5,4 % , в 4 квартале этот показатель сократился (видимо из-за закрытия позиций к концу года), по опционам аналогичная ситуация. Можно предположить, что такие количественные изменения объясняются помимо общего интереса к срочному рынку спекулянтов и арбитражеров, но и хеджеров на рынок на фоне нестабильности на фондовых рынках. Самый существенный рост показали контракты на индекс (по мнению А.Н. Буренина хеджирование с использованием индекса позволяет хеджироваться от рисков на 100 %) [16, с. 24].
Изучив особенности российского рынка хеджирования, а так же его специфику, мы считаем необходимым перейти к выявлению проблем и перспектив развития хеджирования на российском рынке. Этому посвящен следующий раздел курсовой работы.
- Введение
- 1. Теоретические основы хеджирования как важнейшего инструмента нейтрализации рыночных рисков
- 1.1 Понятие и сущность хеджирования
- 1.2 Основные инструменты хеджирования
- 2. Возможности хеджирования в России
- 2.1 Особенности российского рынка хеджирования
- 2.2 Проблемы и перспективы развития хеджирования на российском рынке
- 3.2 Хеджирование
- 83. Хеджирование на рынке ценных бумаг.
- 90. Хеджирование
- 60. Хеджирование на фондовом рынке: цель, инструменты.
- Хеджирование
- 2.1 История развития хеджирования.
- Хеджирование на фьючерсных рынках
- 47. Хеджирование на рынке ценных бумаг.
- Хеджирование
- Хеджирование на рынке товарных фьючерсных контрактов.