logo
Возможности хеджирования на российском рынке

2.1 Особенности российского рынка хеджирования

Нельзя сказать, что хеджирование как вид профессиональной активности на сегодня достаточно развито в России - скорее справедливо обратное.

С одной стороны, не существует достаточно развитого рынка необходимых финансовых инструментов, с другой - имеющиеся инструменты недостаточно востребованы. Хеджирование требует определенных затрат, и в то время как отсутствие таких затрат как правило остаётся незамеченным, их возникновение обязательно привлечёт повышенное внимание руководства компании, и в контексте принципов российского корпоративного менеджмента это внимание может иметь весьма негативную окраску.

Сущность хеджирования как операций на вторичном рынке, экономически связанных с основной деятельностью компании, пока недостаточно понята российскими бизнесменами. Чаще всего имеет место либо нежелание отвлекать капитал на такие операции, либо стремление рассматривать отвлекаемый капитал как спекулятивный, со всеми вытекающими требованиями к его доходности.

Экономический рост в современном его понимании вряд ли возможен без эффективной системы вторичных рынков, а развитие такого рынка, повышение его ликвидности и снижение транзакционных издержек создаст благоприятные условия для проведения хеджевых операций самого разного масштаба и направленности [20, с. 21].

В то время как для зарубежных компаний хеджирование является одним из широко распространенных и эффективных способов управления финансовыми рисками, в России хеджирование финансовых рисков пока не находит столь широкого распространения.

Наличие внутренних срочных рынков и инструментов хеджирования во многом способствует укреплению внутренней экономической безопасности: при операциях на зарубежных рынках хеджер принимает риски зависимости от местного законодательства, кроме того, компании вынуждены депонировать значительные средства по обеспечению сделок за рубежом. Но существует вопрос о том, где безопаснее и эффективнее можно осуществлять хеджерские операции - на отечественных торговых площадках или на зарубежных рынках.

Периодически предпринимаются лоббистские попытки по выработке законодательства на основе зарубежных моделей, способствующих развитию ситуации в пользу некоторых иностранных рынков. Начали активную работу срочные рынки в Восточной Европе. Традиционно привлекают к себе срочные рынки Великобритании, где действует наиболее благоприятная законодательная и налоговая среда и развита защита контрагентов.

Двусмысленность трактовок в российском законодательстве и сложность гармонизации бухгалтерской отчетности физических сделок и сделок на срочных рынках не способствуют развитию срочных рынков и хеджирования. Для средних и средне- крупных компаний стоимость юридического сопровождения операций хеджирования сопоставима с размером возможных убытков от колебаний цен. Для российских компаний нет прямых фьючерсных инструментов, поскольку российские продукты поставки плохо коррелируются с аналогами, торгуемыми на иностранных биржах. Для хеджирования приходится создавать сложные синтетические инструменты, при применении которых могут возникнуть ситуации, когда базисный риск станет выше, чем классический ценовой риск [13, с. 21].

При сырьевом перекосе экономики очень важным становится вопрос выработки стратегий сырьевых компаний, на случай, если рынок начнет работать против них. Среди российских экспортеров хеджирование наиболее развито в металлургических компаниях и также заметны усилия по хеджированию финансовых рисков нефтяных компаний [1, с. 23-24].

В нефтяном секторе наиболее ярко проявляется характерное для России отсутствие политической воли топ-менеджмента хеджировать финансовые риски: ведь если цена на сырье продолжит расти, хеджирование не позволит получить дополнительную прибыль, а если цена будет снижаться, всегда возможно списать с себя ответственность за убытки на упавший рынок.

Но даже при такой ситуации на рынке можно говорить о том, что все больше хеджеров выходит на рынок. Такие выводы можно сделать, изучив материалы, представленные в отчете НАУФОР «Российский фондовый рынок 2007. События и факты».

В 2006 году рынок FORTS предлагал 18 типов срочных контрактов (12 фьючерсов и 6 опционов), к концу 2007 года их количество увеличилось до 53 (36 фьючерсов и 17 опционов). Далее в 2-х таблицах будут представлены данные по рынку FORTS в части производных финансовых инструментов, связанных с фондовыми активами за последнее время.

Наиболее активным торгуемым типом срочного контракта в 2007 году оказался фьючерс на индекс РТС - 48,8 % от общего объема торгов срочными контрактами на ценные бумаги и фондовые индексы ( в денежном выражении); этот же инструмент наиболее ликвидным и в 2006 году, его доля тогда составляла - 27,8 %. Если сравнивать объем рынка срочных контрактов, базисным активом которых являются акции и индексы на акции, и объем спот рынка акций без учета сделок репо, то можно видеть, что это соотношение постоянно увеличивается: в 2005 году оно составляло 15,4 %, 2006 - 21,2 %, а к 2007 достигло уже 46,3 %. Таким образом, срочный рынок имеет тенденцию к росту не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Особого внимания достойно то, что в 2007 году срочный рынок помимо демонстрации роста количественных показателей перешел на иной качественный уровень [27]. Это связано в первую очередь с существенным изменением открытых позиций, данные по которым представлены в таблице 4.

Таблица 4 Открытые позиции на срочном рынке FORTS по контрактам на ценные бумаги и фондовые индексы

2005

2006

Q1-07

Q2-07

Q3-07

Q4-07

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

Фьючерсные контракты

Средний объем открытых позиций, млрд. руб.

11,5

34,6

47,7

57,2

66,5

74,7

246,1

в т.ч. на индекс

0,6

7,9

9,4

12,2

22,2

33,5

77,3

в т.ч. на акции

9,5

20,9

30,8

34

38,6

38,9

142,3

в т.ч. на облигации

0,7

1,6

1,3

2

5,7

2,3

26,5

Средний объем открытых позиций, млн. контрактов

1

1,2

1,4

1,7

2,1

1,9

7,1

в т.ч. на индекс

0

0,1

0,1

0,2

0,2

0,3

0,8

в т.ч. на акции

0,9

0,9

1

1,1

1,3

1,3

4,7

в т.ч. на облигации

0,1

0,1

0,2

0,5

0,6

0,3

1,6

Опционные контракты

Средний объем открытых позиций, млрд. руб.

6,5

30

58,6

63,7

121,2

117,3

360,8

в т.ч. на индекс

0,2

9

10

21

53,8

71,7

156,5

в т.ч. на акции

6,3

21

48,6

42,7

67,4

45,5

204,3

в т.ч. на облигации

Средний объем открытых позиций, млн. контрактов

0,6

1

1,8

1,7

2,8

2,3

8,6

в т.ч. на индекс

0,6

0,9

1,7

1,5

0,6

0,7

4,5

в т.ч. на акции

0

0,1

0,1

0,2

2,3

1,6

4,1

в т.ч. на облигации

0

0

0

0

0

0

0

Итого

Средний объем открытых позиций, млрд. руб.

18

64,6

106,2

120,9

187,7

191,9

606,7

Средний объем открытых позиций за год, млн. контрактов.

1,6

2,2

3,3

3,4

4,9

4,2

15,7

В 2005 - 2006 гг. показатель открытых позиций составлял 1,8 - 2,1 % от общего объема торгов по фьючерсам и 8,2 - 9,6 % по опционам. В 2007 году средний объем открытых позиций по фьючерсам в течение первых 3 кварталов составлял 4,6 - 5,4 % , в 4 квартале этот показатель сократился (видимо из-за закрытия позиций к концу года), по опционам аналогичная ситуация. Можно предположить, что такие количественные изменения объясняются помимо общего интереса к срочному рынку спекулянтов и арбитражеров, но и хеджеров на рынок на фоне нестабильности на фондовых рынках. Самый существенный рост показали контракты на индекс (по мнению А.Н. Буренина хеджирование с использованием индекса позволяет хеджироваться от рисков на 100 %) [16, с. 24].

Изучив особенности российского рынка хеджирования, а так же его специфику, мы считаем необходимым перейти к выявлению проблем и перспектив развития хеджирования на российском рынке. Этому посвящен следующий раздел курсовой работы.