logo
Валютные операции коммерческого банка

2.1 Краткая характеристика Банка «Петрокоммерц»

В 2013 году Банк «Петрокоммерц» продемонстрировал устойчивое развитие по всем целевым бизнес-направлениям в соответствии со стратегией развития Банка.

В 2013 году активы выросли на 5%, до 236,6 млрд. руб., в том числе за счет увеличения кредитного портфеля. По итогам 2013 года кредитный портфель Банка «Петрокоммерц» составил 156,3 млрд. руб., что на 5% выше показателя за предшествующий период.

Розничный кредитный портфель Банка рос темпами, существенно опережающими среднерыночные, -- 56% против 29%, составив 29,6 млрд. руб. на 01.01.2014 г. Прирост розничного кредитного портфеля был обеспечен в первую очередь развитием ипотеки и потребительского кредитования. Качество розничного кредитного портфеля значительно улучшилось: доля просроченной задолженности сократилась с 5,2% на начало 2013 года до 3,4% на 01.01.2014 г.

Наиболее высокие темпы роста продемонстрировал сегмент кредитования малого и среднего бизнеса: портфель кредитов МСБ Банка «Петрокоммерц» увеличился в 4,6 раза, до 9,8 млрд. руб.

При этом качество кредитного портфеля Банка находится на очень высоком уровне: доля просроченных кредитов составляет менее 0,05%.

Портфель факторинга Банка «Петрокоммерц» увеличился на 12%, до 18,9 млрд. руб. Напротив, на фоне усиления конкуренции лизинговый портфель сократился до 4,2 млрд. руб. на 01.01.2014 г.

Указанные выше тенденции способствовали изменению структуры кредитного портфеля, что также соответствует стратегии развития Банка: доли розничного кредитного портфеля, МСБ и факторинга выросли за счет сокращения доли корпоративных кредитов.

Рис.1. Динамика активов.

Рис.2. Динамика структуры активов (%).

Рис.3. Динамика кредитного портфеля (млрд. руб.).

Рис.4. Структура кредитного портфеля (%).

Рис.5. Динамика пассивов (млрд. руб.).

Рис.6. Динамика структуры фондирования (%).

Позитивная динамика бизнеса и диверсификация кредитного портфеля за счет увеличения доли более маржинальных розничного сегмента и МСБ способствовала росту процентных доходов на 21%, до 20,0 млрд. руб., и комиссионных доходов на 38%, до 3,2 млрд. руб. Прибыль от основной деятельности (чистые процентные и чистые комиссионные доходы) выросла на 32%, до 10,4 млрд. руб., или 85% валовой прибыли (70% за 2012 год). Доход от операций с иностранной валютой и с ценными бумагами составил 1,5 млрд. руб. (1,2 млрд. руб. за 2012 год).

Рис.7. Динамика средств клиентов.

Рис.8. Структура валовой прибыли (%).

Показатели ликвидности Банка, как и прежде, находятся на высоком уровне. Отношение кредитного портфеля к средствам клиентов составляет 113% на 01.01.2014 г. (99% на 01.01.2013 г.). В октябре 2013 года было объявлено об интеграции Банка «Петрокоммерц» в структуру Финансовой Корпорации «Открытие». В соответствии с условиями сделки в декабре 2013 года были выкуплены права требования Банка по проблемным и долгосрочным инвестиционным кредитам на сумму порядка 21,0 млрд. руб. и досозданы резервы на возможные потери по ссудам по оставшемуся портфелю в объеме 9,0 млрд. руб., которые и послужили причиной отрицательного финансового результата в размере 8,1 млрд. руб. по итогам 2013 года. Также от действующего акционера Банка -- Группы «ИФД КапиталЪ» -- были привлечены два субординированных займа на сумму 10 млрд. руб. (в рублевом эквиваленте).

Таблица 1. Показатели ликвидности

Вышеуказанные меры способствовали укреплению капитализации Банка и нацелены на обеспечение дальнейшего роста бизнеса Банка.

Одним из ключевых ресурсов любой компании является человеческий капитал. Не уделяя ему должного внимания, не развивая и не инвестируя в его развитие, любую компанию ждет стагнация и потеря рыночных позиций. В этой связи Банк «Петрокоммерц» уделяет существенное значение вопросам профессионального развития, стимулирования и мотивации кадров.

Рис.9. Динамика капитала.

Банк на регулярной основе осуществляет предписанные законодательством мероприятия в области охраны труда (обучение лиц, ответственных по вопросам охраны труда, инструктаж по охране труда для всех сотрудников Банка; проведение мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах; вакцинация сотрудников Банка; проведение в установленном порядке медосмотров для работников, подлежащих их прохождению, и пр.).

В 2013 году основными задачами в области управления персоналом были:

- формирование и поддержание высокоэффективной профессиональной команды;

- совершенствование системы мотивации, ориентированной на результат;

- реализация системы обучения, направленной на достижение и (или) поддержание уровня профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения поставленных акционерами стратегических задач.