logo
Банковские платежные агенты как новая категория субъектов банковской деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие инфраструктуры банковских платежных агентов - это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов и развития банковской конкуренции в глубинке. Причем развитие сети банковских платежных агентов может выполняться, только банками или при их участии, что не создает угрозы размыванию банковского функционала. Это - комплексное решение проблемы доступности финансовых услуг в регионах, что особенно актуально в малых городах и селах.

На практике при обслуживании платежных агентов возникает множество вопросов, вызванных тем, что действующие нормативные документы Банка России не учитывают требований нового законодательства. Например, немало вопросов вызывает контроль режима отдельного банковского счета, открываемого платежным агентам, неясна процедура открытия отдельного банковского счета, не уточнена специфика контроля деятельности платежных агентов в свете требований противолегализационного законодательства РФ. Пожалуй, перечисление подобных вопросов, вызванных отсутствием регламентации, может занять не одну страницу.

Для решения первоочередных проблем Ассоциация российских банков при участии банковского сообщества разработала предложения по адаптации нормативной базы Банка России, которые направила председателю Центрального банка Российской Федерации в Письме от 26.04.2010 N А-02/1Е-291 "О приведении нормативных актов Банка России в соответствие с Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ и N 121-ФЗ".

Предложения Ассоциации российских банков можно структурировать следующим образом:

1) предложения, касающиеся открытия отдельного банковского счета для платежных агентов;

Среди прочего, в Инструкции N 28-И предлагается установить, что для открытия отдельного банковского счета платежные агенты наряду с другими документами представляют договоры с поставщиками услуг или операторами по приему платежей, копию уведомления о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (для операторов по приему платежей), а также другие документы, необходимость в которых вытекает из специфики видов используемых агентских договоров. Данное изменение предлагается во исполнение ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, предписывающей оператору по приему платежей осуществлять прием платежей только после постановки его на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также ч. 11 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, запрещающей платежному агенту осуществлять деятельность по приему платежей физических лиц без заключения с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

2) предложения, касающиеся внесения изменений в порядок совершения операций с денежными средствами в наличной форме;

В Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" предлагается ввести новый кассовый символ - "денежные средства населения, полученные при приеме платежей", что позволит определить суммы, подлежащие зачислению на отдельный банковский счет платежного агента, а также корректно вести отчетность по кассовым операциям. Также предлагается внести изменения в расчет лимита кассы, порядок ведения кассовой книги и реестра операций, в рекомендации по проверке соблюдения кассовой дисциплины и т.д.

В Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" предлагается внести изменение в части формулировки значения символа 3 отчетности по кассовым операциям и порядка его расчета. Данное изменение направлено на составление корректной отчетности, контроль за соблюдением кассовой дисциплины, а также на приведение отчетности в соответствие с экономическим содержанием операций;

3) предложения, предусматривающие внесение изменений в правила заполнения расчетных документов;

Предлагается внести единую форму сводного реестра платежей, чтобы упорядочить процесс согласования порядка взаиморасчетов банков с использованием реестров.

В АРБ полагают, что денежные средства, поступившие от платежных субагентов для расчетов по принятым платежам, должны зачисляться на отдельный банковский счет (счета) оператора по приему платежей. Оператор по приему платежей должен использовать для расчетов с поставщиком услуг только специальный банковский счет. Это предложение обусловлено нормой ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, предусматривающей целевое назначение отдельного банковского счета (счетов). Что касается денежных средств, служащих предметом обеспечения операций платежных агентов, то в АРБ полагают, что они должны перечисляться с банковских счетов платежных агентов на банковские счета операторов по приему платежей или поставщиков, но не через отдельные банковские счета. Это обусловлено тем, что обеспечение исполнения обязательств, осуществляемое за счет платежного агента, связано с его собственной хозяйственной деятельностью и его ответственностью за исполнение обязательств, то есть не должно снижать объем денежных средств, поступивших от населения при приеме платежей.

Помимо внесения изменений в действующие нормативные документы Банка России, в АРБ предлагают:

1) принять совместный нормативный правовой акт Банка России и Минфина России, регламентирующий порядок приема платежей физических лиц в наличной форме и отражающий специфику учета и контроля за выполнением законодательных требований;

2) издать новое положение ЦБ РФ "О порядке осуществления расчетов платежными агентами, осуществляемых через кредитные организации";

3) признать утратившим силу Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями".

Таким образом, исследовав деятельность банковских платежных агентов, как новой категории субъектов банковской деятельности, можно сделать вывод о том, что перспективы развития банковских платежных агентов очень высоки, так как это доступный и удобный способ оказания банковских услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О национальной платежной системе: Федеральный закон РФ № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. // СПС Консультант Плюс.

2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ № 395-1 от 02.12.1990 г.: (в ред. Федерального закона от 29.06.2012) // СПС Консультант Плюс.

3. О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами: Федеральный закон РФ № 103- ФЗ от 03.06.2009 г.: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011) // СПС Консультант Плюс.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами": Федеральный закон РФ № 121- ФЗ от 03.06.2009 г.: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011) // СПС Консультант Плюс.

5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон РФ № 115- ФЗ от 07.08.2001 г.: (в ред. Федерального закона от 08.11.2011) // СПС Консультант Плюс.

6. О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон № 54- ФЗ от 22.05.2003 г.: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011) // СПС Консультант Плюс.

7. Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент и банковский платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц: Постановление Правительства РФ № 920 от 15.11.2010 г. // СПС Консультант Плюс.

8. О направлении рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц: Письмо Банка России № 47- Т от 07.04.2011 г. // СПС Консультант Плюс.

9. О регистрации контрольно- кассовой техники (ККТ), встраиваемой в платежные терминалы: Информационное сообщение ФНС РФ от 16.02.2010 г. // СПС Консультант Плюс.

10. О взимании с граждан кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами комиссионных вознаграждений за перечисление платежей в бюджетную систему РФ: Письмо Минфина РФ № 03-02-07/1-220 от 06.05.2010 г. // СПС Гарант.

11. Об открытии платежному агенту, банковскому платежному агенту отдельного банковского счета: Письмо ЦБР № 172-Т от 21.12.2009 г. // СПС Гарант.

12. Об обязанностях банков в отношении банковских счетов, открываемых платежным агентам: Письмо Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина РФ № 03-02-07/1-226 от 07.05.2010 г. //СПС Гарант.

13. Особенности банковского обслуживания платежных агентов: Методический журнал № 4, июль- август 2010 г.

14. О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов: Указание ЦБР № 2693-У от 14.09.2011 г. // СПС Гарант.

15. Лаврушин О.И. Банковские операции: учебное пособие. - М.: КноРус, 2007.

16. Свиридов О.Ю. Банковское дело: учебное пособие / О.Ю.Свиридов.- Ростов н/Д: МарТ, 2010.

17. Иванов О.М. Банковские платежные агенты: учебное пособие/ О.М.Иванов, К.В.Данилин: ЦИПСиР, КноРус, 2011.

18. Гарипов Г.В. Платежные агенты и их роль в системе расчетов в России. //Финансы и кредит, 2010.

19. Костерина Т.М. Банковское дело: учебник/ Т.М.Костерина.- М.: Маркет ДС, 2007.

20. Платежные агенты - новая категория субъектов предпринимательской деятельности [Офиц. сайт]. http://www.buh.ru (29.09.2011).