logo
Банковская система

1. Общая характеристика банковской системы

В административно-командной экономике финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет Субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Банки и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства. Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.

Современные банковские системы имеют сложную структуру. В основе классификации системы лежит характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам. Можно выделить три важнейших элемента финансово-кредитной системы:

центральный (эмиссионный банк);

коммерческие банки;

3) специализированные финансовые учреждения (ломбарды, страховые, сберегательные и т.д.).

В зависимости от взаимосвязей банков и характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. Хотя в системе формально имеется несколько банков, на практике центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитно-расчетным и валютным центром. Все остальные банки осуществляют свои операции в соответствии с директивами центрального банка. Такая система функционировала в рамках Советского Союза. Функции центрального банка и финансирование текущих расходов предприятий всех отраслей народного хозяйства в СССР выполнял Госбанк СССР, а Промстройбанк СССР осуществлял финансирование капитального строительства.

В странах с развитой рыночной экономикой и в России действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков.

Двухуровневая система состоит из трех элементов:

центрального банка страны (главный банк банковской системы);

коммерческих банков (основа банковской системы);

учреждений банковской инфраструктуры, создающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности. К этим учреждениям относятся службы: по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации; страховые структуры; расчетные палаты; аудиторские службы; центры торговли валютой, межбанковскими кредитами; системы подготовки кадров для банков.

На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов, как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним факторам относятся экономические, политические, правовые, социально-психологические и форс-мажорные.

В число экономических факторов входят принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившаяся система налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги со стороны как предприятий и организаций, так и населения.

В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижающие их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.

К политическим факторам относятся те решения органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы. К основным решениям, принимаемым Банком России и субъектами банковской системы, относятся:

разработка денежно-кредитной политики;

участие в формировании государственного бюджета и его пропорций;

участие в разработке основных направлений совершенствования налогообложения;

участие в развитии национального хозяйства, его отдельных отраслей и предпринимательства путем их кредитования;

разделение ответственности государства и бизнеса перед обществом.

Правовые факторы оказывают существенное воздействие на функционирование банковской системы. Принятое законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы путем регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая или запрещая их.

Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов.

К социально-психологическим факторам относится уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных частей. Все перечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Форс-мажорные обстоятельства являются следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах. Они могут быть разделены па следующие виды:

природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменения правил расчетов, системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы (налоговая, расчетов и т.п.), форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.

Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы и определяются следующими основными моментами:

ролью и авторитетом Банка России в банковской системе;

компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;

уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;

степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;

сложившимися банковскими правилами и обычаями.

В России, как и в большинстве стран, банковская система является двухуровневой.

В Законе о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) отмечается, что банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации и их ассоциации.

Банковская система Российской Федерации представлена как Универсальными банками, так и специализированными.

Перечисленные компоненты образуют систему, объединенную общими функциями (банковская деятельность -- осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (обслуживание денежно-кредитного обращения).

В банковской системе Российской Федерации существуют связи двух типов: между однопорядковыми элементами банковской системы и Банком России с остальными ее элементами. Связи первого типа обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношения субординации, которые главным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее функционирования. Структура банковской системы государства приведена на рис. 1.

Рис. 1. Банковская система Российской Федерации