Банковская система

курсовая работа

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

Главный принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что Банк России всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно Банк России исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.

Денежно-кредитная политика Банка России направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса. Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов и является, по мнению Банка России, наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. В среднесрочной перспективе последовательное снижение инфляции является главной целью денежно-кредитной политики Банка России.

Однако Банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Это может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.

В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как одновременное достижение всех целей практически невозможно: например, поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; стремление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам, напротив, может привести к расширению или сжатию денежной массы.

Традиционной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование, которое предполагает поддержание темпов роста денежной массы на уровне, адекватном достижению конечной цели -- установленных темпов инфляции. На практике это означает, что Банк России ежегодно определяет в качестве основных ориентиров денежно-кредитной политики среднегодовой темп инфляции и годовой прирост денежной массы.

Банк России неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами снижаются.

Воздействие Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной политики согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ст. 35), к основным из них относятся:

процентные ставки по операциям Банка России (минимальные ставки, по которым банк осуществляет свои операции);

нормативы обязательных резервов, деноминируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и облигациями Банка России, а также краткосрочные операции с ценными бумагами;

рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;

валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на кредитование коммерческих банков, проведение банками отдельных операций;

выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

К числу инструментов денежно-кредитной политики с 1996 г. добавились депозитные операции Банка России (привлечение в депозиты свободных средств банков для регулирования их ликвидности на Фиксированные сроки и до востребования).

Набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых Рынков, объема официальных золотовалютных резервов.

В любой стране банки создают резервы на возможные потери по ссудам. При этом законодательство предоставляет банкам право создавать такие резервы, которые они используют, исходя из собственных статистических наблюдений и внутренних оценок кредитных рисков. К области регулирования центральными банками относится контроль за достаточностью собственного капитала банков.

Банк России, обязуя банки создавать резервы на возможные потери по ссудам, вынужден формулировать критерии, на основе которых определяется величина создаваемых резервов, т.е. формальные критерии кредитного риска. Кредитный риск банка является риском невозврата кредита, который в первую очередь определяется риском заемщика (его кредитоспособностью). Этот риск банки оценивают, предваряя выдачу кредита, а не «одновременно с предоставлением ссуды», как это формулирует Банк России. Оценить этот риск на основе внешних критериев невозможно. Такие критерии скорее рекомендуют предпринять определенные действия для компенсации уже наступившего случая невозврата, но недостаточны для регулирования создания резервов на возможные (будущие) потери.

Банк России воздерживается от повышения нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегать лишь в. исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок. Норма резервов по депозитам до востребования согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) составляет 20%. Этот инструмент использовался весьма активно в 1990-е гг. Норма резервов по депозитам до востребования достигала в 1992--1995 гг. максимально возможных 20%.

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте установлен с 1 июля 2007 г. в размере 4,5%, а по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации -- в размере 4%.

Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Ставка рефинансирования -- процентная ставка, которую использует Банк России при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Эта ставка является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Банк России воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.

Ставка рефинансирования выполняет ключевую функцию в системе процентных ставок Банка России. Изменение ставки играет роль сигнала, который дает участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее развития. Тем самым ставка оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов. Самая высокая ставка рефинансирования в Российской Федерации действовала в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г., когда она находилась на уровне 210%. В среднем данный показатель в начале 1990-х гг. превышал 150%. На момент кризиса 1998 г. ставка составляла 60% годовых, впоследствии Банк России принимал решения только о ее снижении.

Начиная с июля 1998 г. Банк России только понижал ставку рефинансирования, последнее понижение проведено 19 июня 2007 г.: ставка была снижена с 10,5 до 10%. Банк России повысил ставку рефинансирования до 10,25% с 4 февраля 2008 г., с 29 апреля -- до 10,5% и с 10 июня 2008 г. -- до 10,75%. Это сделано для сдерживания инфляции и снижения динамики денежной массы.

Кроме того, Банк России изменяет уровни процентных ставок по операциям, проводимым им, и нормативов обязательных резервов.

Кроме ставки рефинансирования Банк России устанавливает ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а также депозитным операциям.

Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993--1995 гг. создало предпосылки активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка Банком России государственных Ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г. Операции Банка России на вторичном рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ) с 1995 г. стали главной определяющей роста денежной базы. Их роль в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, Банк России выполняет работу по переоформлению части государственных облигаций в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит осуществлять с ними операции на открытом рынке.

В целях регулирования ликвидности банков Банк России активно проводит депозитные операции с коммерческими банками.

Важное направление денежно-кредитной политики Банка России -- политика валютного курса. Он активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Путем покупки или продажи долларов США за рубли Банк России оказывает воздействие на объем рублевой массы и валютный курс рубля.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик -- около 40% денежной массы, поэтому эмиссионная функция Банка России имеет особенно большое значение. Контроль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют наличные деньги в обращении, является важной составляющей системы регулирования Банком России денежной массы.

Банкноты (билеты Банка России) и монеты -- это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Они являются де-юре единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли. В целях организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России:

осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

определяет признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

вводит порядок ведения кассовых операций.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель его в этом качестве -- поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними Банк России осуществляет по шести основным направлениям:

1) регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);

2) определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

3) регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

4) установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.

Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.

Подобно центральным банкам других стран, Банк России выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты Правительству РФ на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в государственном бюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным Законом, Банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Как указывалось выше, основными инструментами и методами Денежно-кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

выпуск от своего имени облигаций.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять процентных пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

Рефинансирование -- это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.

Валютными интервенциями Банка России считается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В целях реализации денежно-кредитной политики он может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций.

Ежегодно не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря -- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется одновременно Президенту РФ и Правительству РФ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают в себя следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение.

Делись добром ;)