logo
Эффективность банковских услуг населению (на примере ОАО "Сбербанк России")

1.1 Понятие "банковская услуга". Факторы, влияющие на сферу банковских услуг

Согласно статье 2 Федерального закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", услугами признается "предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений".

Что же касается понятия "банковские услуги", то несмотря на то, что оно неоднократно употребляется в различных нормативно-правовых документах, оно не получило какого-либо определения ни в банковском, ни в антимонопольном законодательстве. В работах отечественных ученых встречаются различные определения банковских услуг. Так О.И. Лаврушин определяет "банковскую услугу как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента, и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату" [6, с.115].

По мнению Ю.В. Головина, "банковская услуга - это совокупность операций, представляющая законченный комплекс услуг, удовлетворяющих какую-либо потребность клиента" [11, с.15].

Говоря о банковских услугах необходимо учесть факторы, влияющие сферу банковских услуг, которые можно подразделить на: внутренние и внешние (табл. 1).

По мнению Боковой М.Ф., на развитие сферы банковских услуг Российской Федерации влияют следующие факторы:

- правовая база;

- государственная политика по отношению к банкам;

- социальное положение населения;

- месторасположение кредитной организации;

- организационно-экономическая характеристика банка,

- набор предоставляемых банком услуг;

- этика и культура обслуживания клиентов;

- профессионально - квалификационный уровень персонала.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на сферу банковских услуг

Внутренние факторы

Внешние факторы

Организационно-экономическое положение банка (размер банка, размер его активов и пассивов, структура капитала, технологическая оснащенность банка)

Экономические:

- денежно-кредитная политика государства;

- конкуренция;

- специализация и клиентура банка

Маркетинговая политика банка

Социальные (социальный статус граждан)

Ассортимент банковских услуг и тарифная политика банка

Технологические (информационные технологии)

Банковский менеджмент (персонал банка и его квалификация)

Политические факторы

- государственная политика по отношению к банкам;

- правовое поле.

Стратегические и тактические прогнозы банка

Географический - (региональные) границы рынка, на котором работает данный банк, перспективы расширения