logo
Цели и задачи Центрального банка России

2.2 Перспективы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Согласно сценарным условиям функционирования российской экономики и основными прогнозными параметрами плана социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Банк России и Правительство Российской Федерации поставили задачу в 2012 году снизить инфляцию до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5%. На потребительском рынке поставленной цели по инфляции соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.

Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы были проведены на основе показателей спроса на деньги, которые соответствуют целевым индикаторам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

Предполагается, что экономический рост в прогнозный период будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, которые связанны с благоприятной конъюнктурой мировых сырьевых и финансовых рынков, так и внутренних факторов, куда также входит увеличение кредитования банками реального сектора национальной экономики.

Темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году, в зависимости от вариантов прогноза, может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.

Банком России были разработаны три варианта денежной программы, которые соответствуют основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов и другим индикаторам, перечисленным выше. Второй вариант программы при этом основан на макроэкономических показателях, которые использовались при разработке проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, определенный на основе необходимости достижения целевых индикаторов по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, может составить, в зависимости от сценария, в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.

С учетом предполагаемой в течение прогнозного периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в случае первого варианта формирование денежного предложения будет осуществляться в основном за счет прироста чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в основном за счет прироста ЧМР. Важное значение для реализации денежно-кредитной политики при этом будут иметь показатели исполнения федерального бюджета, которые оказывают влияние на изменение со стороны Банка России чистого кредита банкам.

Согласно бюджетным проектировкам, в предстоящий трехлетний период (2012-2014) предполагается формирование дефицита федерального бюджета. Ожидается, что финансирование дефицита федерального бюджета в среднесрочной перспективе будет осуществляться в основном за счет поступлений от приватизации и расширения объема внутренних заимствований. При этом в 2012 - 2014 годах планируется увеличить остатки средств Резервного фонда. Однако, с учетом сохранения в общем объеме государственных доходов довольно высокой доли нефтегазовых доходов и объективные пределы реализации государственных заимствований в прогнозный период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках относительно исходных условий для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета Годовой отчет Банка России за 2011 год. - М., 2012.

В случае второго и третьего вариантов денежной программы планируется сокращение чистого кредита федеральному правительству, которое в основном обусловлено накоплением средств на счетах суверенных фондов, а в первом варианте - его рост.

Такие условия будут определять в 2012 - 2014 годах влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. С учетом планируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем сценарным вариантам прогноза в прогнозный период предполагается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны ЦБ РФ.

В случае первого варианта денежной программы, который предусматривает существенное снижение мировых цен на нефть, предполагается абсолютное уменьшение ЧМР в 2012 - 2014 годах: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

Для обеспечения роста денежной базы до уровня, который соответствует индикаторам данного сценария программы, требуется увеличение ЧВА в 2012 году на 1,1 трлн. рублей, в 2013 году - на 1,5 трлн. рублей и в 2014 году - на 1,8 трлн. рублей.

Установление цен на нефть ниже уровня, который заложен в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы, обусловливает повышение уязвимости бюджета к различным шокам. В случае сохранения расходов федерального бюджета в объеме, который предусмотрен в бюджетных проектировках, в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 годах дефицит федерального бюджета может составить порядка 4% ВВП. Необходимость финансирования дефицита бюджета может обусловить существенное расходование средств суверенных фондов, а также масштабное наращивание объема государственных заимствований, что приведет к росту цены последних и увеличению расходов на обслуживание государственного долга. При этом существенный рост заимствований на внутреннем рынке может повлечь за собой вытеснение кредита реальному сектору экономики, а рост внешних заимствований - приток краткосрочного капитала.

В первом сценарии денежной программы предусматривается увеличение в 2012 году объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, а в 2014 году - на 0,5 трлн. рублей. В соответствии с проведенными расчетами, в 2012 - 2014 годах при реализации данного варианта прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при условии активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. Валовой кредит банкам в 2014 году может достигнуть 40% денежной базы.

Во втором сценарии денежной программы в рамках прогнозного периода предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть. Прирост ЧМР, соответствующий индикаторам прогноза платежного баланса, в 2012 году составит 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.

В соответствии с расчетами, указанный прирост ЧМР в 2012 - 2014 годах требуется дополнить увеличением ЧВА, которое в указанный период, с учетом динамики денежной базы, определенной согласно ориентирам по инфляции, должно составить порядка 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.

На основе предполагаемого в соответствии с основными индикаторами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и финансирования его в основном за счет немонетарных источников, можно прогнозировать, что в 2012 году объем чистого кредита расширенному правительству сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.

При такой динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 - 2014 годах будет выступать прирост чистого кредита банкам (на 0,3 - 1,0 трлн. рублей в год), в значительной мере обеспеченный за счет прироста валового кредита банкам.

Согласно третьему варианту денежной программы, который предполагает высокие цены на нефть, в 2012 - 2013 годах прирост ЧМР ежегодно составит 2,2 трлн. рублей, а в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом ожидается, с учетом прогнозной динамики денежной базы, что снижение ЧВА в 2012, 2013 и 2014 годах по данному сценарию должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.

С учетом ожидаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более существенного роста ВВП по данному сценарию можно предполагать и более значительный в сравнении со вторым вариантом рост остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует сокращению в 2012 - 2014 годах чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн. рублей в год. В этом случае объемы государственных заимствований могут быть ниже, чем заложено в бюджетных проектировках.

В рамках данного варианта предусматривается, что чистый кредит банкам в 2012 году вырастет на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

Основные индикаторы денежно-кредитной политики в период 2012-2014 гг. будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Индикаторы денежной программы жестко фиксированными не являются и могут быть скорректированы в случае изменения экономической конъюнктуры и отклонении от исходных условий фактических значений формирования сценариев развития экономики. В целях оперативного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет использовать весь имеющихся в его распоряжении спектр инструментов Годовой отчет Банка России за 2011 год. - М., 2012.

Одна из ключевых задач ЦБ РФ на 2012 - 2014 годы заключается в формировании требуемых условий для повышения эффективности реализуемой процентной политики. В этих целях Банком России будет продолжено осуществление мер, которые ориентированы на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния на динамику банковской ликвидности автономных факторов. Это постепенно приведет к усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение поставленной цели по инфляции. В частности, в целях повышения действенности воздействия процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка требуется принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов осуществления операций Банка России на основании прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

Банк России, по мере перехода к режиму плавающего валютного курса, продолжит движение в сторону дальнейшего уменьшения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно уходя от управления валютным курсом. При этом Банк России, в зависимости от развития ситуации в результате воздействия внешних и внутренних факторов, может осуществлять на внутреннем валютном рынке операции, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.

Банк России, в зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, которые оказывают влияние на динамику денежно-кредитных индикаторов, готов к активному использованию инструментов предоставления банковскому сектору денежных средств или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций в целях достижения в среднесрочной перспективе поставленных ориентиров денежно-кредитной политики.

В рамках всех сценариев прогноза, которые были рассмотрены выше, прогнозируется рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. Банк России при формировании дефицита банковской ликвидности обеспечит использование требуемого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.

Для повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банком России будет продолжена работа, которая направлена на повышение доступности для кредитных организаций операций рефинансирования, в частности, за счет расширения активов, которые могут использоваться в качестве обеспечения по указанным операциям. Наряду с этим будет продолжена работа по формированию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, которые входят в «единый пул обеспечения». Ожидается, что в состав пула войдут такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, которые входят в Ломбардный список Банка России, а также входящие в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и другие виды активов.

В случае возникновения в банковском секторе ситуации, при которой будет формироваться избыточное денежное предложение, Банк России в качестве инструментов для его абсорбирования продолжит применение операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями. В качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности Банком России могут выступать операции с государственными облигациями и другими ценными бумагами на открытом рынке.

Банк России планирует использовать возможности, которые предоставлены системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для осуществления расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.

Банк России продолжит использование в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов обязательных резервных требований. Банк России, в зависимости от изменения ликвидности банковского сектора, может принимать решения, касающиеся изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации на основе соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а также рисков, которые связаны с внешнеэкономическими факторами.

Банк России в 2012 - 2014 годах продолжит взаимодействие с Министерством финансов России по вопросам, которые непосредственно связаны с реализацией денежно-кредитной политики и функционированием финансового рынка. Помимо того, совместно с Минфином России Банк России примет участие в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Рост ликвидности и расширение емкости рынка государственных ценных бумаг позволит увеличить возможности Банка России по регулированию денежного предложения и приведет к повышению эффективности трансмиссии процентной политики.