Формы и виды обеспечения возвратности кредита

курсовая работа

2.1 Анализ кредитоспособности заемщика

Под кредитоспособностью заемщика понимают способность своевременно и полностью погасить заемное обязательство, оплатить товар или возвратить сумму кредита с процентами. Важность анализа кредитоспособности состоит в снижении риска невозвратности кредита.

Основная задача анализа кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть кредит и какой риск при этом будет принимать на себя кредитная организация.

Методику оценки кредитоспособности заемщика каждый банк разрабатывает самостоятельно, она может быть различной для разных отраслей, для физических и юридических лиц.

Банк разрабатывает методику оценки кредитоспособности на основе следующих методов:

1. Метод коэффициентов основан на том, что каждый банк выбирает группу коэффициентов, характеризующих финансовое состояние заемщика, сопоставляет фактическое значение с нормативным, присуждает определенному коэффициенту количество баллов, путем суммирования баллов определяется класс кредитоспособности или рейтинг заемщика. Чаще всего используются следующие группы коэффициентов:

- коэффициенты ликвидности;

- коэффициенты деловой активности;

- коэффициенты финансового левериджа;

- коэффициенты прибыльности;

- коэффициенты обслуживания долга.

При определении уровня показателей банки могут руководствоваться:

- собственным опытом;

- на базе экономической литературы;

- мировым опытом.

К преимуществам данного метода оценки относятся:

- возможность выявить тенденцию суммирования показателей;

- возможно дать характеристику финансового состояния заемщика.

К недостаткам данного метода оценки относятся:

- коэффициенты рассчитываются на основе данных об остатках;

- отражает состояние дел в прошлом, так как рассчитывается на основе данных за прошедший период;

- не учитывает влияние внешних факторов, нет гарантии достоверности отчетности, на основании которой рассчитываются коэффициенты.

2. Метод денежного потока заключается в сопоставлении притока и оттока денежных средств у заемщика за период, предшествующий сроку испрашиваемого кредита.

Денежный поток - это объем денежных средств, которые получает или выплачивает предприятие в течение определенного периода времени. Анализ денежного потока осуществляется по форме №4. Метод бывает прямой и косвенный. Прямой метод основан на том, что по форме №4 считается разница между прибытием денежных средств и выбытием. Косвенный метод - устанавливается ИП, предприятиям. Определяется разница между доходами и притоком денежных средств, а также между расходами и оттоком денежных средств.

На основании полученных данных получается чистый приток/отток денежных средств, и банк определяет кредитоспособен или нет заемщик.

3. Метод оценки делового риска. Деловой риск - это риск, связанный с несвоевременным завершением кругооборота фондов и неэффективным использованием ресурсов предприятия. В экономической литературе для оценки делового риска выделяют 3 стадии кругооборота фондов:

- снабжение;

- производство;

- реализация.

Существует множество методик анализа кредитоспособности заемщика на основе изучения его финансового положения и устойчивости бизнеса с точки зрения своевременного погашения кредита. Чаще всего банками используется традиционная методика изучения надежности кредита, состоящая в сборе и анализе сведений о потенциальных заемщиках по пяти факторам или критериям:

1. Характер заемщика. Под «характером» понимается репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Моральный фактор имеет самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные работники очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации, в первую очередь данные кредитных агентств (бюро).

2. Платежеспособность. Способность возвратить кредит -- субъективное суждение о платежеспособности клиента на основе анализа истории развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.

3. Капитал. Изучение капитала фирмы играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно выяснить соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.

4. Обеспечение представлено активами, которые клиенты могут предложить в залог, чтобы получить кредит. Кредитные работники изучают все приемлемые способы обеспечения, его достаточность, качество и степень реализуемости в случае непогашения кредита.

5. Условия. При изучении кредитоспособности заемщика принимаются во внимание «общие экономические условия», определяющие деловой климат в стране, особенности развития бизнеса в различных секторах и регионах и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика.

Информацию об этих пяти факторах (критериях) получают из документально оформленного накопленного опыта кредитования клиентов (кредитных досье) и иных внешних или внутренних источников. Большую роль играет обмен информацией между банками и получение отчетов кредитных агентств.

Существуют и другие методики анализа кредитоспособности заемщика [13, ст. 212]:

1. Рейтинговая оценка. Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика включает два основных этапа:

- общий анализ кредитоспособности заемщика;

- рейтинговая оценка предприятия.

2. Методика Сбербанка РФ. Методика, используемая Сбербанком РФ, также как и рейтинговая основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов:

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- промежуточный коэффициент покрытия;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

- рентабельность основной деятельности.

3. Французская методика. Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока :

- оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

- оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

- использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

4. Американская методика. Ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей:

- ликвидности фирмы;

- оборачиваемости капитала;

- привлечения средств;

- показатели прибыльности.

Фактически все методики используют одинаковые коэффициенты - абсолютной и текущей ликвидности и покрытия, но при этом они имеют разные веса при оценки кредитоспособности.

Делись добром ;)