logo
Формы и виды обеспечения возвратности кредита

1.2 Организация кредитного процесса в банке

Кредитный процесс коммерческого банка - это технологии банка по предоставлению кредита, его оформлению, погашению с соблюдением основных норм банковской деятельности, принятию мер по снижению рисков и получение соответствующего дохода [17].

При осуществлении кредитных операций необходимо учитывать следующие базовые принципы кредитования в рыночных условиях: возвратность ссуженой стоимости, срочность (т. е. строгое соблюдение сроков погашения ссуды), платность (выплата процентов за право использования ссуды), обеспеченность (наличие альтернативного источника возмещения кредитору ссуженой стоимости в случае неспособности заемщика погасить ссуду), дифференцированность (разным заемщикам ссуда предоставляется на разных условиях), целевое использование (ссуда, как правило, может использоваться лишь для оплаты заранее согласованных с банком расходов), договорной характер отношений с клиентами (возможность учета индивидуальных требований и допустимость компромисса, а также обязательное оформление ссуды путем заключения договора в письменной форме, формулирующего взаимные обязательства сторон).

Строгое соблюдение принципов рыночного кредитования позволяет снизить рискованность этого вида операций для кредитора.

Организация кредитного процесса в коммерческом банке должна быть направлена на то, чтобы обеспечить возврат выданных ссуд в срок и с процентами. Важнейшими элементами управления кредитным процессом являются:

1) система сбора и анализа информации;

2) определение четкой политики и процедуры кредитования;

3) оценка кредитоспособности клиента и кредитных рисков;

4) тщательное документирование и юридическое оформление всех операций.

В основе правильной организации кредитного процесса лежит тщательно разработанная кредитная политика банка, в которой должны быть отражены следующие ключевые моменты:

* стратегия кредитования и задачи управления кредитным портфелем (типы кредитов и клиентуры, классификация кредитов в зависимости от их качества, особенности подхода к оценке рисков, критериальный уровень принимаемого банком риска, степень концентрации рисков по отраслям и клиентам, целевой уровень доходности, процентная политика, целевые изменения размера и структуры портфеля);

* минимальные требования к клиенту для кредитования (требования к представляемым документам, прочность финансового положения, источники погашения задолженности);

* требования к обеспечению (наиболее приемлемые виды обеспечения и активов, способы исчисления стоимости обеспечения, соотношение стоимости обеспечения и суммы кредита, юридические процедуры оформления и реализации обеспечения);

* порядок санкционирования (определение функций кредитного отдела и кредитного комитета, пределов полномочий сотрудников и должностных лиц при принятии решений, распределение обязанностей и разработка процедур);

* способы контроля (порядок и периодичность осуществления работниками кредитного отдела кредитного мониторинга, проверки текущего состояния заемщиков, обеспечения, анализ кредитного портфеля, а также качества работы сотрудников и подразделений отделом внутреннего аудита, требования к составлению аналитических обзоров);

* политика формирования резервов по сомнительным долгам и порядок работы с проблемными ссудами.

Отсутствие такого документа или его непроработанность имеют следствием слабость кредитного портфеля и рост внутрибанковских злоупотреблений.

Процесс кредитования можно условно разбить на ряд этапов:

1) Получение заявки, собеседование с заемщиком. Клиент при обращении за кредитом должен предоставить заявление - ходатайство (кредитную заявку) в котором указывается: цель кредита, сумма, срок, предполагаемое обеспечение. К кредитной заявке может прилагаться расчет экономической эффективности использования кредита или бизнес-план. Заявка рассматривается в сроки, которые определены в кредитной политике банка.

2) Оценка кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность заемщика - это его способность вернуть в установленные кредитным договором сроки сумму основного долга и проценты по нему [17]. Для оценки кредитоспособности заемщик предоставляет в банк финансовую и нефинансовую отчетность. Нефинансовая отчетность - качество менеджмента; страновой риск; общий уровень развития отрасли, к которой относится заемщик; конкурентное положение заемщика в отрасли; влияние изменения рыночной конъектуры на объемы производства и сбыта; степень зависимости предприятия от отдельных покупателей, поставщиков; качество выпускаемой продукции и ее ассортимент; принадлежность заемщика к банковским группам и холдингам; степень зависимости от государственных дотаций; вовлечение заемщика в судебные разбирательства; степень зависимости от аффилированных лиц. Финансовая отчетность: если заемщик - юридическое лицо- отчетность за последних 3 года; годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме; баланс; отчет о прибылях и убытках. Если заемщиком является малый бизнес или ИП - сведения о доходах и расходах; сведения об уплате единого налога на вмененный доход. Если заемщик - физическое лицо, то справка с места работы; справка о доходах.

3) Оценка обеспечения по кредиту. Обеспечение исполнения обязательств должника - это мероприятия, проводимые коммерческим банком в целях минимизации кредитного риска, т.е. работа, направленная на своевременное выполнение обязательств заемщика по кредитному договору. Обеспечение по кредиту защищает имущественные интересы банка при возможном нарушении заемщика принятых на себя обязательств.

4) Заключение кредитного договора, формирование резерва на возможные потери по ссудам. Кредитный договор представляет собой совершаемый в письменной форме гражданско-правовой договор, в соответствии с которым кредитор (банк) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Как правило, заключение кредитного договора происходит в офисе банка, предоставляющего кредит, либо в офисе посреднической организации (торгового центра, туристического агентства и т. п.). В некоторых случаях первоначальное заключение кредитного договора может быть осуществлено в так называемом онлайн-режиме, т. е. через Интернет, с последующим обязательным подписанием документа в бумажном варианте. При выдаче кредита всегда существует вероятность его неуплаты, то есть банк не может однозначно определить в момент заключения сделки и в ходе сопровождения кредита факт возврата долга своевременно и в полном объёме. Поэтому при помощи формирования резерва банком закладывается риск невозврата (так называемый «кредитный риск»). Таким образом, данный резерв обеспечивает создание банку более стабильных условий финансовой деятельности, позволяя избегать колебаний величины прибыли, связанной со списанием потерь по ссудам. Источником образования резерва являются отчисления, относимые на расходы банка. То есть в бухгалтерском учёте создание резервов отражается как расходы банка, а восстановление, вследствие гашения кредитов либо из-за снижения ставки резерва -- как доходы банка.

5) Выдача кредита. Выдача кредита в зависимости от типа клиента может быть осуществлена в следующем порядке:

- юридическим лицам -- в безналичной форме путем зачисления средств на расчётный, текущий или корреспондентский счёт;

- физическим лицам -- в безналичной форме путем зачисления средств на счёт лица в банке либо наличными через кассу банка;

- кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам только в безналичной форме.

Кредит выдаётся на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.

6) Отслеживание финансового состояния заемщика, его обслуживание долга. Мониторинг финансового состояния заемщиков проводится банками:

- по ссудам, предоставленным физическим лицам, - не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату;

- по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - в течение месяца после окончания периода, установленного для представления отчетности в налоговые органы по состоянию на квартальную (годовую) отчетную дату;

- по ссудам, предоставленным кредитным организациям, - не реже одного раза в месяц по состоянию на отчетную дату.

7) Погашение кредита, закрытие кредитной истории. Погашение основного долга и процентов по кредиту осуществляется следующими способами:

- списанием средств со счёта заёмщика по его платёжному поручению;

- списанием средств со счёта заемщика, обслуживаемого в другом банке, на основании платёжного требования банка-кредитора. В этом случае средства могут списываться без акцепта владельца счета, если такая возможность предусмотрена в договоре и заёмщик письменно уведомил банк, в котором открыты его счета, о своем согласии на такое списание средств в соответствии с заключённым договором;

- списанием средств со счёта заемщика -- юридического лица, обслуживающегося в самом банке-кредиторе, на основании платёжного требования последнего (в безакцептном порядке, если это предусмотрено в договоре);

- перечислением средств со счетов заёмщиков -- физических лиц на основании их письменных распоряжений, переводом ими денег через предприятия связи или другие кредитные организации;

- взносом наличных в кассу банка-кредитора;

- удержанием из сумм, причитающихся на оплату труда заёмщиков, являющихся работниками банка-кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

8) Работа банка с проблемными кредитами. В мировой практике пока не существует универсального способа работы с плохими кредитами. В зависимости от ситуации применяются различные подходы, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: писание проблемных кредитов, самостоятельное взыскание долгов, реструктуризация проблемных кредитов, передача проблемных кредитов коллектору, продажа проблемных долгов, погашение проблемных кредитов за счет полученных в отступное активов.

В структуре любого коммерческого банка функционирует кредитное управление (отдел), которое непосредственно ведет работу с клиентами по вопросам кредитования.