logo
Формирование кредитной политики коммерческого банка в современных условиях, критерии ее оптимизации

1.1 Место и роль кредитной политики в стратегии развития коммерческого банка. Классификация кредитных стратегий

Кредитная политика является важной составной частью общей банковской политики. Она разрабатывается управляющей системой банка и его структурным подразделением, связанным с кредитными операциями.

Е. П. Жарковская определяет кредитную политику коммерческого банка как комплекс его мероприятий, цель которых - повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска Жарковская, Елена Павловна. Банковское дело: учебник: - М.: Оме га-Л, 2009. -- 452 с. - (Высшее финансовое образование). .

Кредитная политика необходима банкам потому, что позволяет рационально организовать и регулировать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу предоставления денежных средств в ссуду с последующим возвратом как основного долга по ссуде, так и причитающихся процентов. Поэтому кредитную политику, по мнению Лаврушина О. И., можно определить как стратегию и тактику банка в области кредитных операций. Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка.

Кредитная политика направлена на достижение цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение, по мнению О.И. Лаврушина отдается второму направлению кредитной политики Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, с. 471., поскольку тактику банка в сфере кредитных отношений можно определить как различные формы и направления реализации кредитной политики путем организации кредитного процесса. Тактические вопросы прорабатываются и закрепляются обычно в регламентах банка, связанных с конкретной стороной деятельности.

Таким образом, кредитная политика - это прежде всего стратегия в области кредитования, определяющая общие принципы, правила, подходы и стандарты для всех участников кредитного процесса, что связано с общей стратегией банка и направлено на достижение его стратегических целей.

На уровне конкретного коммерческого банка кредитная политика представляет собой политику банка по реализации его кредитной функции. Поэтому кредитная политика в узком смысле - это система мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляемых для реализации стратегии и тактики банка в данном регионе в определенный период времени.

Кредитная политика определяется под воздействием стратегических целей развития банка. Известно, что успешное развитие любого коммерческого банка - увеличение капитала, рост доходов, доверие со стороны клиентов, удовлетворение интересов акционеров банка - в значительной мере зависит от правильно выбранной стратегии, учитывающей реальности, складывающиеся как в экономике, так и в банковской сфере Банковское дело: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой -- М.: Финансы и статистика, 2010, с. 278.

Каждый банк строго конфиденциально разрабатывает стратегию своего развития, руководствуясь результатами проведенного экономического анализа, конъюнктурой рынка товаропроизводителей, состоянием экономики и отдельных ее отраслей, как в целом, так и на региональном уровне, а также результатами исследования; конъюнктуры рынка банковских продуктов и услуг; оценки своей текущей деятельности рейтинга банков-конкурентов;

При этом обосновать качественную кредитную политику как стратегию можно на основе совершенствования тактики кредитования, то есть организации кредитного процесса.

Определив основные ориентиры развития на ближайшую перспективу, ключевые стратегические задачи, банк приступает к разработке основных направлений достижения поставленных целей: по линии увеличения собственного капитала и объемов привлекаемых средств; повышения эффективности кредитной политики банка; активизации инвестиционной политики; развития филиальной сети банка; совершенствования технологии межбанковских и внутрибанковских расчетов; развития международной деятельности и операций в иностранной валюте; активизации клиентской политики банка; совершенствования системы управления банком и его деятельностью:

Поскольку каждое из направлений стратегии-банка представляет собой целый блок взаимосвязанных вопросов, подлежащих отработке и решению в ближайшие 2 -3 года, то, как правило, службами банка составляется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных направлений стратеги (с указанием содержания мероприятий, исполнителей и срока выполнения). Названный документ позволяет конкретизировать пути достижения поставленных банком целей и осуществлять поэтапный контроль за их осуществлением и результатами, а также вносить по мере необходимости определенные поправки и коррективы в этот документ.

Причем формирование и следование процедурам является одним из факторов успешного функционирования банка. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитом Банковское дело: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой, с. 278..

Назначением кредитной политики является определение общих принципов и подходов, которых должны придерживаться все участвующие в кредитном процессе сотрудники для достижения его стратегических целей.

Кредитная политика отражает ценности банка и группы, если банк входит в группу. Она поддерживает фундаментальную бизнес-стратегию банка и служит основой долгосрочных отношений с клиентами, что является источником стабильной прибыльности. Кредитная политика применяется ко всем кредитным операциям банка - (независимо - от конкурентной ситуации на рынке, индивидуальных нужд клиентов и продуктов).

По мнению Тавасиева А. М. , определить и утвердить свою кредитную политику - значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства как минимум по следующим вопросам:

а) приоритеты, банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка:

- объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса);

- категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица);

- характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения или на разовые сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон);

- виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;

- схемы обслуживания кредитов;

- формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

б) цели кредитования:

- ожидаемый уровень рентабельности кредитов;

- иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы), ясность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

Положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые в совокупности представляют собой механизмы реализации кредитной политики. Меры, призванные реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах (необходимые и/или возможные действия, которые предстоит совершать), также должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.

В принципиальном плане среди таких мер должны или могут присутствовать такие, которые дадут возможность:

- определить необходимые объемы и доступные (в том числе, по фактору цены) источники пополнения кредитных ресурсов, расширять ресурсную базу;

- установить и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям

- заемщиков, на одного заемщика и т.д.), необходимого уровня ликвидности;

разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру (если кредитная политика включает в себя такие цели);

- лучше проверять кредитоспособность заемщиков, добиваться повышения уровня возвратности выданных кредитов;

- своевременно и в необходимом объеме формировать резервы на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности;

- совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса и т.д.

Документ о кредитной политике банка базируется на стратегическом плане его развития на ближайшую перспективу, который, по мнению Казимагомедова А. А. и Гаджиева А. А. необходимо периодически оценивать по результатам кредитной политики, своевременно вносить корректировки в кредитный меморандум, чтобы обеспечить адекватность принимаемых банком мер изменениям в области объективного и субъективного в кредитной деятельности. В дополнение к документу о кредитной политике исполнительными органами банка разрабатываются и утверждаются регламентные документы, определяющие порядок кредитования, специальные критерии для принятия кредитных решений, описания кредитных продуктов, методики, инструкции и иные документы. Такие документы могут носить следующие названия: «Порядок», «Положение», «Регламент», «Правила» и т. д.

Исполнительные органы банка, наделенные соответствующими полномочиями, принимают конкретные кредитные решения и создают общую практику кредитования.

Некоторые авторы, касаются некоторых направлений кредитных политик коммерческих банков. Например, О. И. Лаврушин пишет о том, что кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классической Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, с. 272.. Но чаще в экономической литературе, в основном, все сводится к описанию видов кредитов и форм кредитования. Вместе с тем создание классификации кредитных стратегий, то есть обоснование признаков классификации и описание видов кредитных стратегий, позволяет более четко определить особенности кредитной политики того или иного банка на рынке кредитования, охарактеризовать цели его кредитной политики, имеющие существенное значение для заемщиков при выборе того или иного банка.

В литературе предлагается ряд признаков, положенных в основу классификации кредитных стратегий коммерческих банков.

I. По субъекту кредитования (по объектам):

1) Кредитная стратегия банка, ориентирующегося на кредитование юридических лиц: обычных компаний; в форме проектного финансирования; комбинированное кредитование / кредитование прочих компаний.

Кредитная стратегия банка, ориентирующегося на кредитование физических лиц: ипотечное кредитование; автокредитование; потребительское кредитование; комбинированное кредитование.

II. Комбинированная. По цели:

обеспечение устойчивости банка; максимизация прибыли (доходности); рост активов и повышение их качества; рост капитала; расширение клиентуры; завоевание новых рынков; внедрение новых видов операций и услуг; социально-ориентированная; активизация инвестиционной политики; совершенствование системы управления банком и его деятельностью; сбалансированная.

III. По отраслевой ориентации: Кредитная стратегия банка, ориентирующегося на кредитование определенных отраслей экономики: металлургия; энергетика; добывающие отрасли; машиностроение; химическая промышленность; транспорт; легкая промышленность; недвижимость; телекоммуникации; торговля и т. д.

IV. По распространенности деятельности банка (по масштабу)

Кредитная стратегия банка, имеющего филиальную сеть; Кредитная стратегия банка, не имеющего филиальную сеть.

V. По форме собственности банка: Кредитная стратегия отечественного банка; Кредитная стратегия банка с участием иностранного капитала.

VI. По признаку, отражающему функционирование банка: реальная; фиктивная.

VII. По длительности работы банка в сегменте:

Кредитная стратегия банка, имеющего длительный опыт работы в своем сегменте, или банка с участием иностранного капитала; Кредитная стратегия нового банка.

VIII. По периоду планирования и/или набору функций

Кредитная стратегия банка, осуществляющего ограниченный набор функций, и/или банка, планирующего функционирование лишь, на краткосрочный период;

Кредитная стратегия банка, планирующего функционирование на среднесрочный период;

Кредитная стратегия банка, осуществляющего полный набор функций и планирующего функционирование на долгосрочный период.

IX. По степени открытости:

кредитные стратегии, к которым возможен открытый доступ; кредитные стратегии исключительно для служебного пользования.

X. По степени риска:

рисковая; умеренная; консервативная.

Следует отметить, что первый признак, положенный в основу классификации, является одним из основных при определении деятельности коммерческого банка. То есть банк решает, кого он будет кредитовать. При решении кредитовать корпоративных клиентов возможны некоторые варианты, а именно: кредитование обычных компаний (здесь мы подразумеваем компании, оперирующие в своем сегменте некоторое количество времени и имеющие опыт работы в конкретной отрасли);

кредитование в форме проектного финансирования (здесь мы говорим о проектах для новых компаний или о новых проектах для уже существующих компаний);

Если банк решает заниматься кредитованием физических лиц, то здесь возможно несколько видов кредитных стратегий. Чаще всего, конечно, придерживаться одного лишь вида не вполне целесообразно. Поскольку в данном исследовании мы не будем останавливаться на кредитовании физических лиц, более подробное описание кредитных стратегий по этому признаку излишне. Если банк решает заниматься кредитованием и юридических, и физических лиц, то он формирует комбинированную кредитную стратегию.

Второй признак, положенный в основу классификации, является одним из определяющих в направлении деятельности банков. Необходимо отметить, что чаще всего цели комбинируются для улучшения кредитной стратегии. Важным здесь является то, чтобы эти цели не противоречили друг другу.

Среди значимых проблем российской банковской системы. А.М. Смулов Смулов А. М. Проблемы кредитной политики и пути их решения. // Банковское дело. - 2009 г. - № 2. - с. 20, например, выделяет отсутствие обоснованно сбалансированной системы целей. Существенным является выбор отрасли, на которую банк будет ориентироваться в своей работе при формировании кредитной стратегии. Кризис показал, что каким бы прибыльным и успешным ни было отдельное направление бизнеса, концентрация усилий только на одном виде деятельности не может создать условий для устойчивого функционирования крупного финансового учреждения. Во времена экономического спада опасно игнорировать стратегический риск повышенной концентрации бизнеса, так как в условиях кризиса не существует какого-то одного направления бизнеса или клиентского сегмента, которые гарантировали бы стопроцентную уверенность в успехе.

Более активной должна быть политика государства в организации кредитной политики коммерческих банков для селективного кредитования приоритетных отраслей и подотраслей. Влияет на характер кредитной стратегии и масштаб деятельности банка, выражающийся, в том числе, в наличии филиальной сети. Кредитные стратегии отечественных банков и банков с участием иностранного капитала имеют существенные отличия, что определяется разницей в экономиках России и зарубежных стран. Поэтому это также является одним из признаков классификации.

Следующий признак предложенной классификации, на первый взгляд, несколько необычен. Кредитная стратегия, конечно, должна быть реальной. Но существуют банки с кредитной политикой на одном листе и отсутствием выданных кредитов вообще. Чаще всего это относится к так называемым «карманным» банкам, цели функционирования которых определены особым образом и для особых лиц/групп лиц. Отечественные банки, работающие продолжительное время на рынке банковских услуг, имеют значительный опыт работы, который закрепляется в кредитной политике.

Классификация кредитных стратегий по степени открытости обусловлена тем, что банки могут создавать открытый доступ к некоторым своим регламентам, а могут открывать данную информацию исключительно для сотрудников. В принципе полный доступ чаще всего исключен. На сайтах банков публикуются лишь общие направления по данному вопросу.

По степени риска выделяют 3 вида кредитных стратегий: рисковая, умеренная и консервативная. Такое деление по своей сути является достаточно стандартным (исходя из теории менеджмента).

Таким образом, знание и понимание того, какая же кредитная стратегия осуществляется конкретным коммерческим банком, является очень важным вопросом при осуществление кредитного процесса. Это важно и для самого банка, и для реальных/потенциальных заемщиков, и для государства, которое в.лице Центрального Банка регулирует деятельность, и для внешних пользователей.

Следует согласиться с Лаврушиным О. И. Деньги, кредит, банки: учебник/под ред. О. И. Лаврушина, с. 469., что в современных условиях усиления влияния рисков (внешних и внутренних) большая часть российских банков не может проводить свою политику в рамках узкой специализации. Банки вынуждены диверсифицировать риски, становясь универсальными и работая на разных финансовых рынках.

Необходимо подчеркнуть, что не существует одинаковой кредитной стратегии для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою кредитную политику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе его функционирования или, что более правильно, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка.