logo
Управление прибылью в коммерческом банке (на примере ОАО "Бинбанк")

2.1 Методологический подход к анализу прибыли банка

Прибыль коммерческого банка определяется как превышение доходов над расходами. Получение прибыли - основная цель деятельности коммерческого банка, все остальное - удовлетворение потребностей клиентов и экономики в целом в кредитах, содействие развитию экономики страны, региона, города или деревни - не более чем средство достижения основной цели.

От размеров полученной прибыли зависит решение основных задач, стоящих перед банком: увеличение размера собственных средств, пополнение фондов, создание общих и специальных резервов, поддержание имиджа банка, финансирование капитальных вложений, развитие филиальной сети, внедрение современных банковских технологий и т.д. Ограничителями прибыли выступают только требования ликвидности и оптимального риска.

Анализируется прибыль трех видов: прибыль по балансу, налогооблагаемая и чистая. Прибыль - это результат превышения доходов над расходами. Именно эту прибыль указывают в балансе ф.101. Налогооблагаемая прибыль, или прибыль для расчета налога на прибыль, крайне редко равняется прибыли по балансу. Для целей налогообложения прибыль корректируется (обычно в сторону увеличения) на определенные расходы, относящиеся на затраты, но не принимаемые в расчет при определении суммы налога. Чистая прибыль банка - это прибыль после уплаты налогов, остающаяся в распоряжении банка.

Анализ прибыли банка можно разделить на ряд этапов:

1. Динамика прибыли. Рассматривается прирост прибыли в соотношении с темпами инфляции. Динамика прибыли показывает эффективность работы банка в сопоставимых ценах.

2. Доля прибыли в доходах банка. Это показатель уровня управления расходами банка.

3. Соотношение чистой прибыли и прибыли по балансу. Косвенно показывает рост или снижение расходов, не относимых на себестоимость банковских услуг, общий уровень потерь от так называемых непроизводительных расходов.

4. Анализ прибыли по балансу.

5. Анализ чистой прибыли.

6. Анализ прибыли в разрезе структурных подразделений. Этот анализ производится в том случае, когда банк имеет филиалы, дополнительные офисы, или в случаях использования «внутреннего хозяйственного расчета», когда оценивается доходность работы и уровень затрат отдельных структурных подразделений.

7. Анализ финансовых потерь.

8. Анализ упущенной выгоды.

9. Анализ использования прибыли.

В практике внутрибанковского анализа необходимы все перечисленные этапы - это дает возможность получить наиболее достоверную информацию для принятия управленческих решений.