logo
Управление пассивами банка на примере ОАО "АСБ Беларусбанк"

2.2 Международный опыт совершенствования источников финансирования

Разразившийся финансовый кризис вынудил большинство финансовых учреждений США и Европы в срочном порядке искать новые источники финансирования, для того чтобы покрыть убытки от списаний на невозвраты. Банки сделали ставку на привлечение клиентских средств, предоставив вкладчикам более выгодные условия по сберегательным счетам. Для расширения своей депозитной базы банки должны разработать комплекс специальных финансовых, операционных и административных стратегий, включая и привлечение в банковский сектор потребителей, прежде не открывавших сберегательных счетов.

Программы американских банков. Сегодня среди американцев сберегательные вклады не столь популярны, как прежде. По данным Министерств США, уровень личных сбережений американцев в процентном отношении к их чистому доходу в 2011 году был на 3.2% ниже, чем в 2010-м, и более чем на 6% уступает показателям 2009 года.

Для банков эти результаты могут стать сигналом для привлечения клиентов к размещению средств на депозитах, а также для попытки повернуть данную тенденцию вспять.

По условиям программы Way2Save, действующей в крупном американском банке Wachovia, клиенты, разместившие в этом банке свои средства на срочных сберегательных счетах, получают бонус в размере 5% за первый год пользования услугой сверх установленной процентной ставки, размер которой также составляет 5%. Величина бонуса снижается на 2% в течение второго и третьего годов пользования счетом. Кроме того, клиент получает 1 доллар на свой сберегательный счет всякий раз, когда пользуется своей кредитной карточкой. К программе уже присоединилось свыше 272 тыс. пользователей, разместивших более 16 млн. (по состоянию на 1 февраля 2010 года). Представитель финансового учреждения Дженнифер Дарвин отмечает, что данная программа превзошла ожидания банкиров.

Депозитная программа, принятая в Bank of Hawaii, предусматривает бонусную ставку сверх установленной процентной ставки для тех, кто кладет на свой сберегательный счет не менее 25 долларов ежемесячно и не снимает деньги. Представители пресс-службы банка отказываются озвучить конкретные результаты действия данной программы, однако утверждают, что, в общем весьма довольны (даже через малое время после начала действия программы.[20, С.48].

Широко известная программа от Bank of America под названием Keep the Change была запущена еще в октябре 2005 года. До настоящего времени ею воспользовались или пользуются 6.6 млн. клиентов, а суммарный объем привлеченных средств, по утверждению представителя банка Дайан Вагнер, составил на настоящий момент $778 млн.. Когда клиенты используют свои платежные карточки для покупок, стоимость приобретения округляется в большую сторону до целого числа, а разница перечисляется с текущего на сберегательный счет. В течение первых 90 дней действия программы банк перечисляет эту разницу в полном объеме, а впоследствии - 5%, но не более 250 долларов в год.