2.1 Централизованный подход к управлению ликвидностью
Управление ликвидностью - это процесс, преследующий цель ограничить риск потери банками ликвидности, т.е. риск недостаточности денежных поступлений для покрытия их оттока. Управление предполагает, кроме прочего, контроль состояния способности банков обеспечить своевременное и полное выполнение своих обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов.
Централизованный подход к управлению банками осуществляется главным банком страны в следующих формах:
административное регулирование (регистрация, лицензирование, установление требований и ограничений, применение санкций, надзор за деятельностью, предоставление рекомендаций).
индикативное регулирование (установление обязательных нормативов, норм резервов, норм отчислений в резервы, определение процентной политики, корреспондентских отношений, операций с ценными бумагами и т.д.).
Главный банк страны издает нормативно-правовые акты, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, учреждений независимо от форм собственности, а также для физических лиц.
С целью обеспечения финансовой надежности и защиты интересов клиентов банка была разработана система экономических нормативов (нормативы капитала, риска, нормативы ликвидности и т.д.).
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим уровень ликвидности и платежеспособности коммерческих банков в Украине, является Постановление НБУ от 28.08.2001 года №368 "О порядке регулирования деятельности банков в Украине". В России регулирование ликвидности банков осуществляется посредством комплекса нормативов на основании Инструкции ЦБР от 03.12.2012 года №139-И "Об обязательных нормативах банков". Оба нормативных акта предусматривают определенный перечень нормативов ликвидности, которые являются обязательными к исполнению всеми банками страны (см. таблицу ниже).
Таблица 2.1
Перечень нормативов ликвидности банков Украины и России
Украина |
Россия |
|||
Название |
Обозначение |
Название |
Обозначение |
|
Норматив мгновенной ликвидности |
Н4 |
Норматив мгновенной ликвидности |
Н2 |
|
Норматив текущей ликвидности |
Н5 |
Норматив текущей ликвидности |
Н3 |
|
Норматив краткосрочной ликвидности |
Н6 |
- |
- |
|
- |
- |
Норматив долгосрочной ликвидности |
Н4 |
Как следует из таблицы, законодательство двух стран предусматривает как одинаковые так и разные по названию нормативы. Расхождение в следующем: в Украине нет норматива долгосрочной ликвидности, а в России отсутствует норматив краткосрочной ликвидности. Далее нами анализировалось наличие (или отсутствие) расхождений в порядке расчета одноименных нормативов.
Норматив мгновенной ликвидности банка регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня.
Таблица 2.2
Сравнение порядка расчета норматива мгновенной ликвидности
Название |
Украина |
Россия |
|
Порядок расчета |
Высоколиквидные активы / Текущие обязательства |
Лам / Овм-0,5 Овм* |
|
Расшифров ка числителя |
Наличные средства, средства на корреспондентском счете в НБУ, средства на корсчетах в других банках |
Лам - средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках-резидентах РФ, во Внешэкономбанке, в банках стран, имеющих страновые оценки "0", "1", в Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Европейском банке реконструкции и развития, средства в кассе банка |
|
Расшифров ка знаменателя |
Средства на корсчете НБУ в банке, средства Госбюджета, средства по требованию субъектов хозяйствования физлиц и небанковских учреждений, просроченная задолженность по срочным вкладам других банков, транзитные счета по операциям с клиентами |
Овм - обязательства (пассивы) по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении Овм* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования |
Сравнение порядка расчета норматива мгновенной ликвидности показало, что числитель рассчитывается одинаково в обеих странах. Что касается знаменателя, то российская Инструкция более детально указывает счета, остатки по которым должны быть приняты во внимание при расчете. В целом, можно утверждать, что принципиальных расхождений нет.
Норматив текущей ликвидности банка ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней.
Таблица 2.3
Сравнение порядка расчета норматива текущей ликвидности
Название |
Украина |
Россия |
|
Порядок расчета |
Активы первичной и вторичной ликвидности / Обязательства банка |
Лат / Овт-0,5 Овт* |
|
Расшифров ка числителя |
Активы банка с конечным сроком погашения до 31 дня |
Лат - финансовые активы, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) в случае необходимости реализованы банком в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки. |
|
Расшифров ка знаменателя |
Обязательства банка с конечным сроком погашения до 31 дня |
Овт - обязательства (пассивы) по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней. Овт* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней |
Нельзя утверждать, что порядок расчета нормативов текущей ликвидности полностью идентичен в обеих странах. Для выявления точных расхождений требуется более детальное сравнение состава активов и обязательств. Отметим, что принципиальный подход к расчету нормативов одинаков.
Принятый в Украине норматив краткосрочной ликвидности устанавливается для контроля способности банка выполнять принятые им краткосрочные обязательства за счет ликвидных активов. Норматив краткосрочной ликвидности (КЛ) определяется как соотношение ликвидных активов (Адо1г) к краткосрочным обязательствам (Одо1г):
Н6 = КЛ = Адо1г / Одо1г (1.1)
В расчет норматива краткосрочной ликвидности включаются ликвидные активы и краткосрочные обязательства с начальным сроком погашения до одного года.
К ликвидным активам при расчете норматива краткосрочной ликвидности включаются:
?наличные средства;
?банковские металлы;
?средства на корреспондентских счетах, которые открыты в Национальном банке и других банках;
?краткосрочные депозиты, которые размещены в Национальном банке и других банках;
?краткосрочные кредиты, которые предоставлены другим банкам.
К краткосрочным обязательствам относятся:
?средства до востребования;
?средства бюджета Украины;
?краткосрочные кредиты, которые получены от Национального банка и других банков;
?краткосрочные депозиты других банков и клиентов;
?краткосрочные ценные бумаги собственного долга, эмитированные банком;
?обязательства и требования по всем видам гарантий, поручительств, авалей.
Установленный в России "норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле:
Н4= (Крд/К+ОД+0,5О*) х100%, (1.2)
где, Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные, если с учетом вновь установленных сроков погашения кредитных требований сроки, оставшиеся до их погашения, превышают 365 или 366 календарных дней, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям;
К - собственный каптал банка;
ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, за исключением суммы полученного банком субординированного кредита (займа, депозита) в части остаточной стоимости, включенной в расчет собственных средств (капитала) банка, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней
О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), не вошедших в расчет показателя ОД".
Таблица 2.4
Сравнение значений нормативов ликвидности
Название |
Украина |
Россия |
|||
Обозначение |
Значение |
Обозначение |
Значение |
||
Норматив мгновенной ликвидности |
Н4 |
Не менее 20% |
Н2 |
Минимально допустимое 15% |
|
Норматив текущей ликвидности |
Н5 |
Не менее 40% |
Н3 |
Минимально допустимое 50% |
|
Норматив краткосрочной ликвидности |
Н6 |
Не менее 60% |
- |
- |
|
Норматив долгосрочной ликвидности |
- |
- |
Н4 |
Минимально допустимое 120% |
По данным таблицы видно, что значения нормативов ликвидности для банков Украины и России различно.
Большую роль в регулировании ликвидности банков играют механизмы главного банка страны по формированию обязательных резервов, а также рефинансирования кредитных организаций. Механизм усреднения обязательных резервов является наиболее доступным инструментом регулирования текущей ликвидности. Суть его заключается в том, что кредитная организация получает право не перечислять в главный банк часть обязательных резервов в размере определенной величины, но поддерживать определенный неснижаемый остаток на своем корсчете в главном банке.
С момента вступления в силу Положения Банка России от 4 августа 2003 года №236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", многие коммерческие банки стали заключать соответствующие соглашения с ЦБ РФ о предоставлении внутридневных кредитов и кредитов "овернайт” (overnight). Как правило, кредитные организации активно используют возможности внутридневных кредитов и кредитов "овернайт” для поддержания мгновенной/текущей ликвидности.
Указанные выше формы централизованного подхода к поддержанию ликвидности банков показывают, что возможность использования внутридневных кредитов позволяет им сократить остатки на корреспондентских и субсчетах и, следовательно, высвободить средства для других активных операций.
Главный банк страны, со своей стороны, расширяет список активов, принимаемых в залог, за счет кредитных договоров и поручительств по ним. Он также уменьшает дисконт по облигациям, принимаемым в залог, и может ввести механизм револьверного репо, способный ускорить получение банками кредита.
В свою очередь отрицательным фактором является то, что в обеих странах главный банк не практикует средне - и долгосрочное кредитование коммерческих банков, а так же то, что финансирование под залог ценных бумаг является практически единственным системным инструментом для получения дополнительной ликвидности в сложной для коммерческого банка ситуации.
В целом, сравнительный анализ централизованного подхода к регулированию ликвидности банков в Украине и России позволяет констатировать следующее:
1. В обеих странах присутствует нормативный акт, регулирующий ликвидность банков.
2. В каждой стране установлены нормативы ликвидности. Их состав различен.
3. Порядок расчета одноименных нормативов принципиально одинаков.
4. Нормативное значение показателей ликвидности в Украине и России разное.
5. Кроме установления нормативов в каждой стране главный банк стремиться содействовать поддержанию ликвидности банков осуществляя рефинансирование и контроль.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы управления ликвидностью коммерческого банка
- 1.1 Содержание ликвидности коммерческого банка
- 1.2 Факторы, влияющие на ликвидность
- 1.3 Методы управления ликвидностью
- Методы управления ликвидностью
- Глава 2. Методические основы управления ликвидностью
- 2.1 Централизованный подход к управлению ликвидностью
- 2.2 Децентрализованный подход к управлению ликвидностью
- Управление ликвидностью коммерческого банка
- 27. Управление ликвидностью коммерческого банка: системы централизованного управления ликвидностью и децентрализованного управления ликвидностью коммерческого банка.
- Тема 22. Ликвидность коммерческого банка и управление ею
- 77. Показатели ликвидности коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 28. Управление ликвидностью коммерческого банка