logo
Теории денег и принципы организации денежного обращения

2.3 Цели и принципы денежно-кредитной политики Центрального банка России

Анализ целевых ориентиров, устанавливаемых Банком России в последние годы, показывает, что регулирование денежного обращения продолжает оставаться для него главной целью. В «Основных направлениях единой государственной денежно- кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2017 годов» предусмотрено, что «В предстоящий трёхлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдалённой перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). ... В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 процентов в годовом выражении в 2017 году». [24] Переход ЦБ РФ к мегарегулированию не изменит его главных целей в области денежно-кредитной политике (ДКП). Если не будет серьёзных экономических потрясений глобального уровня (такого, как в 2008 г.), то поставленная задача по инфляции может быть выполнена, хотя и с большим трудом. Это связано с тем, что темпы инфляции в последние годы понемногу снижаются. По состоянию на 01 июля 2016 года уровень инфляции составил с начала года 103,9 процента. [25]

Как известно, регулирование денежного обращения может осуществляться либо прямыми, либо косвенными методами. Однако возможности центрального банка лежат в нескольких плоскостях: или в стимулировании, или рестрикции спроса на деньги, либо воздействии на предложение денег.

Регулятивные мероприятия Центрального банка РФ по своим последствиям относят либо к инфляционной или экспансионистской, либо к рестриктивной или дефляционной денежно-кредитной политике. Некоторое разнообразие видно в промежуточных формах, например, рефляционной политике, когда ДКП ориентирована на допущение умеренных темпов инфляции для стимулирования экономики, и дезинфляционную политику, преследующую цель сокращения темпов инфляции до приемлемых размеров. В процессе достижения своих целей Банк России может использовать гибкую политику, которая ориентируется в основном на меняющуюся экономическую ситуацию, осуществляя сознательное манипулирование налогами, расходами, процентными ставками, нормами обязательных резервов и другими рычагами. Она вошла в теорию и практику государственного регулирования под названием «дискреционная политика».

Дискреционная ДКП осуществляется в соответствии с осознаваемыми руководством Банка России и правительством страны целевыми приоритетами, опасностями, угрозами, рисками, реальными и потенциальными возможностями. Дискреционная политика предполагает механизм выработки и принятия управленческих решений, которые ориентируются на компетентность руководителя, а не на следование сложившимся стереотипам и правилам политики. В последнем случае лица, принимающие решения, либо следуют заранее объявленным правилам поведения или принимают решения, в основе которых лежат прецеденты. ДКП, реализуемая в форме следования правилам и прецедентам, имеет преимущества в том, что результаты этой политики легче прогнозировать.

В современных условиях денежные власти вынуждены объективно действовать так, как они понимают ситуацию, угрозы, опасности и риски. Это всё становится причиной нарастания неопределённости в экономике, ибо иные субъекты управления уже не могут полагаться на прогнозируемость поведения монетарных властей своей страны. Для денежно-кредитной системы становится характерным нарастание и формирование новых рисков, рост неопределённости, источник которых объективно проистекает из самой деятельности денежно-кредитного регулятора.

Действия денежных властей в концепции правил могут быть эффективными только в том случае, если общество может определять полностью внешнюю и внутреннюю ситуацию, либо обладает достоверными методами предвидения развития ситуации на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Когда же ситуация меняется, возникают элементы, которых ранее не было; следование правилам уже однозначно не приводит к позитивным результатам. Поэтому ДКП на основе свободы, а не правил, становится всё более и более востребованной практикой монетарных властей. При этом если цели указанной политики расширяются, охватывая, в том числе, темпы инфляции, политику доходов, установление целевых ориентиров структуры денежной массы, обменного курса и т. д., то политика центрального банка не может в полной мере проявить свою эффективность.

Магистральный путь в решении современных проблем денежного обращения лежит в направлении дальнейшего усиления государственного регулирования путём совершенствования его форм и методов, повышения эффективности их применения», использования научных подходов при формулировании целей государственной денежно-кредитной политики и определения механизмов её реализации.

Менеджмент Центрального банка Российской Федерации, осуществляя денежно-кредитное регулирование, по своей сути проводит экономическую политику государства. Само же денежно-кредитное регулирование понимается как совокупность методов, приёмов, инструментов, посредством которых осуществляется воздействие на денежно-кредитную сферу с целью получения необходимого результата. И этот результат следует видеть, прежде всего, в обеспечении нормального и стабильного функционировании системы денежно-кредитного обращения, устойчивости национальной денежной единицы и стабильности её покупательной способности. Однако вряд ли из этого следует видеть непосредственный результат эффективности денежно-кредитной политики в виде обеспечения полной занятости и экономического роста. Это, скорее, подчёркивает не силу аргументов подобной денежно-кредитной политики, а её ущербность. Экономический рост, занятость не могут приниматься в качестве целей денежно-кредитной политики и её эффективности.

Таким образом, по главе 2 курсовой работы можно сделать следующие выводы. Современные деньги - это специфическая экономическая информация о стоимости, размещенной на материальном или нематериальном носителе, принятом всеми людьми, и удостоверенной государством для придания большого доверия. Выделяется пять форм денег (пять форм носителя информации стоимости): товарную, металлическую, бумажную депозитную, электронную. Основными функциями денег являются следующие: как меры стоимости; как средства обращения товаров; как средства платежа; как средства образования сокровищ, накоплений и сбережений; мировые деньги. Деньги также выполняют дополнительные (вспомогательные) функции, среди которых - регулирующая, информационная, политическая системная функция денег, а также функция финансового оружия, образования эмиссионного дохода, перераспределения национального дохода (богатства).

Денежное обращение - это непрерывный процесс движения денег, обслуживающий кругооборот товаров и услуг, а так же осуществление расчетов и платежей в наличной и безналичной формах.

Регулирование денежного обращения принадлежит центральному банку. Основными принципами организации системы денежного обращения являются следующие принципы: независимости центрального банка; централизации управления; построения иерархии целей; открытости и транспарентности денежно-кредитной политики.

Организацией денежного обращения в нашей стране в соответствии со ст. 75 Конституции РФ занимается Центральный банк России. Нормативно-правовыми документами, регулирующими денежное обращение в России, выступают нормы Конституции РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты Центрального Банка РФ. Анализ проводимой денежно-кредитной политики говорит об ее неэффективности в связи с отсутствием решения поставленных задач.