logo
Структура банковской системы в национальной экономике на примере белорусской банковской системы

2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь - проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства. Контролируя рост денежной массы и предложение ссудного капитала, Национальный банк Республики Беларусь должен обеспечить необходимые темпы развития экономики, невысокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке.

Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Методы взаимоотношений между Национальным банком и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

1. Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков;

2. Норматив неденежной части уставного фонда банка;

3. Норматив ликвидности банка;

4. Норматив достаточности банка;

5. Норматив обязательных отчислений в фонд резервов;

6. Норматив максимального риска на одного заемщика;

7. Норматив крупных кредитных рисков;

8. Норматив риска на одного кредитора (вкладчика);

9. Норматив валютного и курсового риска;

10. Норматив привлечения денежных вкладов (депозитов) населения;

11. Норматив участия в инвестиционной деятельности за счет собственных средств;

12. Норматив участия в инвестиционной деятельности за счет привлеченных средств;

13. Норматив кредитов участникам банка.

Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, филиала иностранного банка не должен быть менее размера, установленного Национальным банком Республики Беларусь.

Для оценки адекватности капитала банков также используют следующие показатели:

1. Совокупный капитал/ совокупные депозиты;

2. Совокупный капитал/ совокупные активы;

3. Совокупный капитал/ совокупные рисковые активы.

Минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается как сумма уставного фонда, фондов банка и нераспределенной прибыли.

Норматив ликвидности банка устанавливается в виде коэффициента ликвидности банка. Коэффициент ликвидности банка - соотношение различных статей актива баланса банка с определенными статьями пассива.

Норматив достаточности банка устанавливается в виде соотношения между размером собственных средств банка и активов банка.

Под крупным кредитным риском понимается кредит, выдаваемый банком заемщику либо заемщикам, входящим в единую хозяйственную группу, либо различным заемщикам на цели одного предприятия, в размере, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств банка.

Наряду с экономическими методами воздействиями на деятельность коммерческих банков Национальный банк Республики Беларусь применяет и административные методы воздействия. Однако такие методы воздействия со стороны Национального банка Республики Беларусь являются скорее вынужденными и не должны носить систематического характера.

За нарушение законодательных актов Республики Беларусь к банкам и специализированным кредитно-финансовым учреждениям Национальным банком Республики Беларусь могут быть применены такие меры, как наложение штрафа; изменение экономических нормативов; приостановление лицензии; замена высших руководителей и главного бухгалтера; аннулирование лицензии; внесение запрета на осуществление банком и специализированным кредитным учреждением отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также открытие филиалов на срок до одного года; передача банка и специализированного кредитно-финансового учреждения в управление; реорганизация или ликвидация банка и специализированного кредитно-финансового учреждения.