logo
Структура банковской системы в национальной экономике на примере белорусской банковской системы

2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Термин "Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой тогда были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом.

Но с развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Сейчас он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.

Коммерческий банк - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме и имеющее исключительное право на осуществление в установленном законодательством порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады (депозиты), размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В Республике Беларусь банки создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого или открытого акционерного общества в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь.

Организационное устройство банков обусловлено его производственными функциями, потому организационная структура управления банками выстроена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ним задачи.

Размеры банка являются определяющим ,но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Огромное значение имеет также и государственное регулирование деятельности банков. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Беларуси построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают своим клиентам все виды услуг. Влияние размера банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире.

Средние и мелкие банки, подобно сотням банков других стран, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. К основным операциям такого рода банков относятся предоставление кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, а также предоставление потребительского кредита населению.

Типичная организационная структура такого типа банков представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Организационная структура банка, обслуживающего мелких и средних субъектов хозяйствования.

Сервисные операции, оказываемые клиентам, как правило, контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке.

Председатель Правления банка отвечает за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Кроме того на него возлагается функция общего контроля. Он отвечает за перспективное планирование развития банка и оказание помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство периодически отчитывается перед Советом директоров банка (Совет банка), руководящим органом банка.

Совет директоров коммерческого банка - комитет ,выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

Работники отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка.

Следует учитывать, что на показатели деятельности коммерческих банков оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

Что касается крупных банков, то основной проблемой здесь является вопрос о норме управляемости. Правление банка и отделы головного банка хорошо осведомлены и свободны в принятии решений, но часто возникают значительные риски деятельности всего банка из-за проведения активных операций филиалами банка. По причине того, что банк оперирует на национальном и международном финансовых рынках, то серьезные проблемы в филиальной сети банка могут накапливаться и оказать влияние на развитие всего банка. Поэтому в последние годы банки создают внутренние службы по надзору и координации филиальной сети с составлением внутреннего рейтинга филиалов банка. Каждый ведущий отдел стремится максимизировать свой вклад в рентабельность банка и тщательно контролирует показатели эффективности собственной работы.

Безусловное преимущество крупных банков перед мелкими или средними в том, что они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. К тому же их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики Республики Беларусь.

Такие крупные банки, как "Приорбанк" или "Белвнешэкономбанк", менее всего зависят т благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов получают ,обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом, так как они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами страны такие банки также приспособлены лучше, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют больший доступ к мировому капиталу.

В настоящее время наблюдается новая тенденция: почти все банковские институты становятся в большей мере универсальными, в связи с чем изменяется и организационная структура банков. Одновременно с ростом банк расширяет и перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые схемы кредитования. Также технология оказания финансовых услуг все больше смещается в направлении компьютеризованных систем и автоматизации ручных операций. Банк нуждается во все большем числе специалистов с компьютерной подготовкой, достаточно хорошо знающих электронное оборудование.