logo
Анализ финансового состояния кредитной организации в системе банковского менеджмента

1.1 Роль анализа финансового состояния в системе банковского менеджмента

Прежде, чем мы начнём проводить анализ финансового состояния кредитной организации, разберемся, что представляет собой система банковского менеджмента.

Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела [29].

Банковский менеджмент - это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ [23].

Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, то есть на надежность и доверие вкладчиков.

Управление представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь только формулами и расчетами. Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора [14, с. 103].

О.И.Лаврушин рассматривает банковский менеджмент, как совокупность 2-х блоков [27]. (Рисунок 1)

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

1. Управление активами и пассивами

2. Управление ликвидностью

3. Управление собственным капиталом

4. Управление заемным капиталом

5. Управление банковскими рисками

6. Управление кредитным портфелем

7. Организация внутрибанковского контроля

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1. Администрирование системы организации и оплаты труда

2. Организация подбора и расстановки персонала

3. Организация системы подготовки персонала


Рисунок 1 - Структура банковского менеджмента

Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.

Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которыми они имеют дело. Однако постановка цели - максимизация прибыли банка - зачастую понимается однозначно: зарабатывай больше и снижай издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с ныне малорентабельными, но перспективными предприятиями и т.д.

Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.

Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.

Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.

Как система банковский менеджмент включает такие элементы, как объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение. Объектом управления являются:

- операции, совершаемые банком (активные, пассивные и за балансовые), в результате чего банк добивается достижения поставленных целей и задач;

- результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи;

- персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.

Субъекты управления банком можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним субъектам относится государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный орган. Управление ими банковской системой и конкретными банками осуществляется посредством принятия определенных законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Цель такого управления, сводящегося к правовому регулированию, надзору и контролю, - обеспечить устойчивость банковской системы, доверие к ней общества. Такое управление не касается принятия банком самостоятельных решений в процессе своей деятельности. Эту задачу решают внутренние органы управления банком. К ним относятся совет директоров банка и исполнительное руководство (менеджмент) банка. Менеджмент банка включает высший исполнительный орган (правление банка), руководителей функциональных и управленческих подразделений, а также комитетов (кредитного комитета, казначейства, службы внутреннего контроля, кредитного управления и т.д.).

Деятельность всех внутренних органов управления банком регулируется специальными нормативными документами, утверждаемыми соответствующим образом. Инструменты управления подразделяются на обще-банковские и относящиеся конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов (коэффициентов), регулирующих деятельность банка. К обще-банковским инструментам относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты, методики и т.д. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности и т.д.

Использование каждого инструмента сопровождается применением соответствующих процедур, т.е. определенных действий. Так, банковская политика как инструмент предполагает использование таких процедур, изучение сложившегося состояния банка и потребностей клиентов; постановку целей и задач развития банка; разработку предложений каждым подразделением по достижении этих целей и задач; обсуждение и координацию выдвинутых предложений, принятие решений.

Одной из необходимых признаков хорошо управляемого банка есть соответствие его деятельности нормативным требованиям органов банковского надзора и законодательству страны. Тем не менее этого недостаточно. Качество банковского менеджмента определяется совокупностью таких факторов, как стиль руководства, методы преодоления конкуренции, размер и структура банка, эффективность применяемых методов управления, лидерство и компетентность в определении политики, стратегии и управленческих функций.

Таблица 1 - Задачи банковского менеджмента

Задачи

Содержание задачи

1.Банковская политика

1. Разработка комплекса программ и проектов, обеспечивающих достижение целей банка

2. Разработка методологии управления деятельности

3. Разработка организационной структуры в соответствии выбранной политикой развития

4. Стратегия управления персоналом:

- в области определения эффективности;

- в области мотивации;

- в области продвижения персонала.

2.Банковский маркетинг

1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг

2. Установка целей краткосрочных и долгосрочных

3. Выбор конкретных рынков и выявления потребностей клиентов

4. Внедрение новых услуг и контроля за реализацией программ внедрения

3.Создание банковских услуг

1. Разработка методов изменения свойств, формы денежных средств для удовлетворения потребностей клиентов

2. Внедрение новых банковских технологий

4.Формирование клиентской базы, обслуживание, продажа услуг

1. Укрепление позиций банка на освоенных сегментах рынка банковских услуг

2. Завоевание новых рынков

3. Появление конкурентоспособности, расширение ресурсной базы

4. Получение прибыли

5. Экономика и финансы

1. Приращение капитала

2. Управление ликвидностью и прибылью

3. Обеспечение стабильного развития

4. Обоснование финансовых решений

5. Управление расходами и доходами

6. Информационно - аналитическое обеспечение

1. Создание системы информационно - аналитического планирования и реализация операций

7. Администрирование

1. Приведение организованной структуры в соответствие выбранной стратегией

2. Повышения квалификации работников

Часто блестящие характеристики руководящего состава банка считаются признаками четкого, высокоэффективного управления. Наличие квалифицированного руководства хотя и очень важный фактор, тем не менее он не должен рассматриваться как единый критерий для определения качества управления. Эффективность процесса управления зависит от способности предусматривать будущее, мыслить на перспективу и пристально контролировать риски. Определяющими есть также качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка. Кроме того, успех этого дела невозможный без приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностей банка. Как видим, большинство перечисленных признаков не подлежат количественному измерению и принадлежат к группе качественных характеристик банковского менеджмента.