logo
Рефераты / Менеджмент и маркетинг в банковской деятельности / ref

Менеджмент и маркетинг в банковской деятельности Раздел I. Основы организации банковского менеджмента

Банковский менеджмент - научная система управ­ления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.

Банковская деятельность представляет собой спе­цифичную сферу бизнеса, определяющую особеннос­ти мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.

Банк представляет собой, прежде всего, общест­венный институт, в котором сосредоточены денеж­ные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т. е. на надежность и доверие вкладчиков.

Менеджмент банка характеризуется эффективнос­тью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязви­мости при любых внешних потрясениях.

Содержаниебанковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.

Общее планированиепозволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и ре­зультаты его деятельности в соизмерении с источни­ками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прог­нозов.

Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполне­ние с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях кон­куренции на денежном рынке.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы раз­вития банка.

Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлени­ям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процент­ная, кадровая и др. политика).

Анализнаправлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе срав­нения фактически достигнутых результатов с прогноз­ными, с результатами истекших периодов и с резуль­татами лучших банков.

Материалы анализа позволяют выявить положи­тельные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной аналитической работы банка со­ставляет анализ данных баланса, проводимый в опре­деленном ракурсе. Главными направлениями анализа являются: оценка динамики объемных показателей деятель­ности банка: активов, депозитов, собственного капи­тала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводит­ся в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских ком­мерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.

Оценка ресурсной базы: объема, структуры и ос­новных тенденций развития её составных частей (соб­ственного капитала, депозитов, межбанковского кре­дита). Анализ осуществляется на основе классифика­ции отдельных статей ресурсов банка, расчета струк­турных показателей, сравнения их в динамике и с другими банками. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка.

Оценка состояния активов банка: объема, струк­туры и основных тенденций развития составных час­тей активов банка (кредитов, инвестиций, депози­тов). Анализ осуществляется на основе классифи­кации активов банка, расчета структурных показа­телей; сравнения их в динамике и с другими банка­ми. Результаты проведенного анализа являются ос­новой для разработки кредитной и инвестицион­ной политики банка.

Оценка ликвидности банка производится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменения уровня показателей.

Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвид­ностью.

Оценка доходности банка осуществляется на осно­ве анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа рассчитывается система количественных и качественных показателей, харак­теризующих доходность и прибыльность банка, эф­фективность использования активов, структуру дохо­дов и расходов банка. Указанный анализ является ос­новой для разработки механизма управления при­быльностью банка.

Наряду с этими направлениями сводной аналити­ческой работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлени­ям: анализ кредитного портфеля банка, анализ порт­феля ценных бумаг, анализ кредитоспособности кли­ентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи и др.

Материалы указанных аналитических разработок используются для выработки политики в области управления банковскими рисками применительно к сферам деятельности банка.

Регулированиев системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные на­личием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская дея­тельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы "чужих" денег, государствен­ное регулирование предусматривает ряд принципи­альных требований к лицензированию банков, огра­ничению сфер их деятельности, достаточности капи­тала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

В этой связи система внутрибанковского регулиро­вания (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установлен­ных органами государственного надзора.

Вместе с тем, система внутрибанковского регулиро­вания включает и самостоятельные направления:

совершенствование организационной структуры банка, в частности, образование новых подразделе­ний, обеспечивающих дальнейшее развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и марке­тинга и т. д.);

разработка новых и совершенствование действую­щих инструктивных и методических материалов, про­цедур принятия решений, позволяющих повышать ка­чество управления банковской деятельностью;

корректировка целей, приоритетов и методов осу­ществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;

принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы га­рантий для защиты от рисков;

определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

Контрольв банковской деятельности подразделя­ется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Феде­рации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответст­вии с их полномочиями, а также органы внутрен­него аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внеш­ним контролем и состоит в проверке соблюдения за­конодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских ин­струкций и правил, предписаний внешних контро­лирующих органов.

Содержание "банковского менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления.

Сферабанковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

Финансовый менеджментохватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями фи­нансового менеджмента являются: разработка банков­ской политики с конкретизацией по отдельным сфе­рам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвести­ции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управле­ние активами и пассивами банка, управление ликвид­ностью, управление доходностью, управление собст­венным капиталом, управление кредитным портфе­лем, управление банковскими рисками.

Особенностью финансового менеджмента являет­ся отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банков­ских процедур в рамках единой банковской систе­мы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила по­ведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствова­ния сложившихся приемов ведения банковского дела.

Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналам,которое направлено на раци­ональное использование знаний и опыта банковских служащих, как Необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расста­новку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощре­ний и стимулирования; организацию контроля; систе­му продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

Научной основной управления персоналом являет­ся психология и деловая этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать ма­териальное стимулирование.

Схематично основные направления банковского менеджмента можно представить в следующем виде:

Таблица 1

Менеджмент банка

Финансовый менеджмент

Управление персоналом

1. Банковская политика

2. Маркетинг

3. Управление активами и пассивами

4. Управление ликвидностью

5. Управление доходностью

6. Управление собственным капиталом

7. Управление кредитным портфелем

8. Управление банковскими рисками (валютным, процентным и др.)

9. Создание информационной системы

1. Мотивация труда

2. Организационная структура банка

3. Расстановка кадров

4. Система подготовки и переподготовки кадров

5. Система оплаты труда, поощрений и стимулирования

6. Организация контроля

7. Система повышения в должности

8. Принципы общения в коллективе

Качество управления каждым банком в зарубежной Практике подвергается оценке, поскольку от него в значительной мере зависит надежность конкретного банка и банковской системы в целом.

Особое внимание уделяется выявлению факторов неправильного менеджмента. К ним относят: техни­ческие ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей банка и его сотрудни­ков попытка завуалировать создавшееся тяжелое фи­нансовое положение путем привлечения временных источников (межбанковских кредитов), попытки ис­казить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков, прямой обман и мошенничество. Своевре­менное выявление фактов неправильного менеджмен­та является задачей органов государственного надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или реорганизации банка.