3.2 Основные направления развития банковского сектора Кыргызстана на период до 2017 года
В Кыргызской Республике были приняты документы и планы мероприятий стратегического характера: Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2012 года №11, Программа Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы от 30 апреля 2013 года N 218 и другие стратегические документы, в которых определены основные направления нацеленные на формирование условий для дальнейшего экономического роста и усиление устойчивости банковского сектора, повышение роли банковского сектора в экономике Кыргызской Республики, поддержание эффективности, безопасности и надежности банковской системы, создание условий для увеличения доступа к банковским услугам и их доступности, дальнейший рост уровня финансового посредничества, а также на предотвращение вовлечения коммерческих банков в проведение нездоровой и небезопасной банковской практики.
Основные направления развития банковского сектора Кыргызской Республики на среднесрочный период преследуют следующие основные цели:
- повышение и укрепление устойчивости банковской системы;
- создание условий для повышения качества и доступности банковских услуг, включая сельские и отдаленные территории;
- создание условий для поступательного роста банковского сектора;
- повышение роли банковского сектора в экономике и увеличение объемов кредитования в Кыргызской Республике;
- поддержание эффективности, безопасности и надежности банковской деятельности и эффективности функционирования банковского сектора;
- повышение степени прозрачности субъектов банковского сектора Кыргызской Республики через раскрытие их финансовой отчетности, в том числе информации о качестве кредитных активов каждого функционирующего банка Кыргызской Республики;
- создание условий для дальнейшего роста уровня финансового посредничества;
- увеличение доли безналичных платежей и расчетов;
- укрепление прав кредиторов и повышение уровня информированности потребителей банковских услуг.
Основными задачами являются:
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций/предприятий, трансформации их в кредиты и инвестиции;
- предотвращение использования коммерческих банков для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков;
- укрепление доверия к банковскому сектору республики со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;
- увеличение доступа к банковским продуктам широких слоев населения;
- совершенствование платежной системы;
- разрешение ситуации с проблемными коммерческими банками, находящимися в режиме консервации.
После достижения целей, предусмотренных настоящим документом, Национальный банк КР и банковский сектор будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования кыргызского банковского сектора на международных финансовых рынках, включая возможность получения в будущем суверенного кредитного рейтинга от мировых рейтинговых агентств.
Для достижения вышеотмеченных целей и выполнения поставленных задач будут реализованы следующие меры в области:
- повышения объемов и доступности кредитования и финансовых услуг для организаций/предприятий и населения, особенно в регионах, включая:
- развития финансирования и банковского дела в Кыргызской Республике, в том числе на основе исламских принципов финансирования;
- внесения изменений в законодательство Кыргызской Республики, направленных на обеспечение добровольной регистрации залогов движимого имущества в Центральной залоговой регистрационной конторе либо направленных на увеличение пороговой суммы;
- создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов в банковский сектор, в том числе иностранных, способствующих дальнейшему развитию финансового сектора Кыргызской Республики и поддержанию уровня конкуренции;
- создания условий для повышения инвестиционной привлекательности банковского сектора, в том числе путем внесения предложений по оптимизации налогового законодательства;
- создания условий для развития лизинга и ипотеки, в том числе путем направления предложений для включения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики в части налогообложения по этим направлениям банковской деятельности;
- укрепления доверия населения к банковской системе и повышения уровня привлеченных сбережений (мобилизация внутренних ресурсов), включая:
- совершенствование системы защиты депозитов в КР;
-совершенствование надзорной функции НБКР и внутренней системы управления в коммерческих банках;
- дальнейшую гармонизацию банковского надзора в Кыргызской Республике соответствии с принципами Базельского комитета по банковскому надзору Методология основных принципов эффективного банковского надзора: Базельский комитет по банковскому надзору. - Базель, Швейцария, октябрь 1999., развитие и совершенствование системы консолидированного надзора и внедрение элементов риск-ориентированного надзора;
- совершенствования правового обеспечения банковской деятельности;
- обеспечения прозрачности в деятельности коммерческих банков;
- повышения требований к качеству корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в коммерческих банках;
- формирования благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
- совершенствования мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- укрепления рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечения равных условий конкуренции для всех коммерческих банков.
Успешная реализация данных мероприятий будет также способствовать стабилизации и снижению процентных ставок по выдаваемым кредитным ресурсам для населения.
Национальный банк будет применять меры воздействия, предусмотренные законодательством, включая отзыв лицензии у банка, осуществляющего небезопасную и нездоровую банковскую практику. Члены совета директоров и правления, а также другие должностные лица банков будут нести ответственность за санкционирование и осуществление неправомерных и/или подозрительных и сомнительных операций и сделок, и за необоснованные убытки банка. При несоответствии должностных лиц банков установленным требованиям, Национальный банк вправе отказать в согласовании этих лиц на соответствующие должности в любом финансово-кредитном учреждении, лицензируемом Национальным банком, и будет применять меры и санкции, включая требование о смене должностных лиц.
Предполагается усилить меры и санкции за неисполнение банками надлежащего предоставления потребителям банковских услуг достоверной и полной информации об условиях получения, использования и возврата кредита, прежде всего о размере начисляемых по кредиту процентов, порядке их начисления.
Одним из инструментов оценки и снижения кредитных рисков является получение банками информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками, в рамках развития базы кредитных историй при обязательном обеспечении прав субъекта кредитной истории (как юридического, так и физического лица).
Система обмена кредитной информацией является одним из важнейших инструментов оценки и снижения кредитных рисков финансово-кредитных учреждений для осуществления добросовестного кредитования и ответственного финансирования.
Внедрение и установление нормативных и регуляторных требований со стороны Национального банка КР об обязательности предоставления кредитной информации будет способствовать дальнейшему росту базы данных кредитных историй, а также обеспечивать полноту, достоверность и своевременность обновления информации в ней.
Содействие росту спроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики средствами денежно-кредитной политики состоит в осуществлении мер, направленных на сдерживание инфляции на приемлемом уровне, и снижении процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение предсказуемости макроэкономических параметров и плавной динамики курса сома.
В сфере правового обеспечения банковской деятельности в первую очередь будут усовершенствоваться правовые условия функционирования коммерческих банков в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», в том числе путем:
- укрепления прав кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченного залогом, включая вопросы совершенствования института внесудебного обращения взыскания на предмет залога;
- усиления ответственности совета директоров и правления банка за все направления деятельности банка и конечные результаты их работы, а также сотрудников Национального банка при исполнении ими функциональных обязанностей;
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы банковской системы и ее роль в национальной экономике
- 1.1 Понятие банковской системы
- 1.2 Функции банковской системы
- Глава 2. Анализ состояния банковской системы Кыргызской Республики
- 2.1 Основные тенденции банковского сектора
- 2.2 Анализ рисков банковского сектора
- Глава 3. Совершенствование банковской системы Кыргызской Республики в современных экономических условиях
- 3.1 Проблемы банковской системы Кыргызстана
- 3.2 Основные направления развития банковского сектора Кыргызстана на период до 2017 года
- 4. Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения.
- 3.1 Пути совершенствования банковской системы России в новых условиях
- Тенденции развития банковской системы рб.
- Глава 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
- 3.1. Стратегии по совершенствованию функционирования банковской системы рф.
- 1.1 Банковская система в современных условиях
- Современное состояние банковской системы
- 3.Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.
- 2.1. Динамика сотрудничества между ес и Кыргызской Республикой на современном этапе.