logo
Совершенствование банковской системы Кыргызской Рсепублики в современных экономических условиях

2.2 Анализ рисков банковского сектора

Кредитный риск является одним из основных рисков, сопровождающих банковскую деятельность.

По итогам 9 месяцев 2014 года наблюдалось некоторое увеличение кредитных рисков в банковском секторе. Повышение кредитного риска обусловлено увеличением активов, взвешенных по риску, вследствие увеличения объемов кредитования экономики.

По результатам 9 месяцев 2014 года наблюдалось увеличение объема классифицированных кредитов в банковском секторе на 190,9 млн. сомов или на 6,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом, удельный вес классифицированных кредитов в кредитном портфеле банков снизился на 1,5 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и сложился на уровне 4,2 процента (График 2.6).

График 2.6. Показатели качества кредитного портфеля

Для оценки качества кредитного портфеля коммерческих банков используется система классификации кредитов, которая дает возможность определить возможный уровень потенциальных убытков от невозврата кредитов и своевременно их компенсировать посредством создания соответствующих резервов.

При анализе качества кредитного портфеля наибольшего внимания требуют классифицированные и просроченные кредиты, отражающие первые признаки ухудшения качества кредитного портфеля. В отчетном периоде сохранялась тенденция постепенного снижения доли классифицированных и просроченных кредитов, а также кредитов в статусе неначисления процентов.

Показатель риска невозврата активов (соотношение специального РППУ и кредитного портфеля) по итогам девяти месяцев 2014 года находился на уровне 2,8 процента.

Одним из факторов, который может оказать влияние на улучшение или ухудшение качества кредитного портфеля в будущем, является изменение объема кредитов, классифицируемых как кредиты «под наблюдением» (График 2.7). Удельный вес таких кредитов в отчетном периоде снизился на 0,6 п. п. от общего кредитного портфеля и составил 6,1 процента.

График 2.7. Изменение классификации кредитного портфеля банковского сектора

Совокупный объем резервов, созданных коммерческими банками, составил 4,7 процента от общего кредитного портфеля (на 30.09.2013 г. данный показатель составил 5,7 процента). При этом, доля специальных РППУ на 30.09.2014 г. составила 55,3 процента от общего объема резервов.

По итогам 9 месяцев 2014 года существенных изменений в объеме классифицированных кредитов по отраслям экономики не отмечалось, за исключением роста классифицированных кредитов в промышленной отрасли на 129,6 млн. сомов (за счет увеличения классифицированных кредитов в одном банке), а также в сфере торговли на 124,0 млн. сомов.

На конец 30.09.2014 г. наибольшая концентрация кредитных рисков, по-прежнему, наблюдалась в торговой и строительной отраслях экономики.

Риск ликвидности. Доверие населения к банковскому сектору зависит от своевременного выполнения банками своих обязательств, что предполагает наличие достаточного уровня ликвидности в банках. В регулятивных целях риск ликвидности оценивается с помощью экономического норматива текущей ликвидности.

По итогам 9 месяцев 2014 года отмечено снижение коэффициента текущей ликвидности с 67,0 процента (по состоянию на 30.09.2013 г.) до 55,1 процента (График 2.8).

График 2.8. Показатели ликвидности банковского сектора

Снижение уровня ликвидности обусловлено уменьшением доли ликвидных активов и увеличением удельного веса кредитного портфеля, вследствие роста кредитования экономики.

В разрезе по группам банков существенное снижение ликвидности по итогам 9 месяцев 2014 года отмечалось у крупных и малых банков (Схема 1).

Схема 1. Показатель текущей ликвидности (К3) по группам банков

Риск концентрации. В целом, по состоянию на 30.09.2014 г. отмечено некоторое увеличение риска концентрации, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Концентрация крупнейших источников финансирования. По результатам стресс-тестирования определенные банки не выдержали шок, связанный с оттоком средств крупнейших источников финансирования (норматив ликвидности опускается ниже 30- процентного порога).

Концентрация кредитов. По результатам стресс-тестирования потенциальный дефолт крупнейших заемщиков 27 в отдельных банках может снизить регулятивный капитал ниже экономического норматива НБКР.

В отраслевой структуре кредитного портфеля наблюдалось незначительное снижение уровня концентрации кредитов на торговлю на фоне роста кредитования сельскохозяйственной отрасли. По итогам 9 месяцев 2014 года доля кредитов на торговлю снизилась с 38,1 процента до 36,4 процента.

Валютный риск. По итогам 9 месяцев 2014 года прямой валютный риск находился на умеренном уровне. Риск от переоценки валютной позиции банковского сектора находился на минимальном уровне (VAR: 0,1-0,9 процента от чистого суммарного капитала).

Банковский сектор, по-прежнему, незначительно подвержен прямому валютному риску вследствие сбалансированной валютной структуры активов и обязательств банков.

Процентный риск. По итогам 9 месяцев 2014 года, процентный риск был умеренным. Увеличение процентного риска (VAR) с 3,4 процента до 3,5 процента от чистого суммарного капитала обусловлено увеличением разрывов по срокам погашения между финансовыми активами и обязательствами, чувствительных к изменению процентных ставок.

Средний размер процентного риска за период 2009- девять месяцев 2014 года находился в допустимых пределах (2-4 процента от чистого суммарного капитала).

Риск «заражения». В банковском секторе Кыргызстана кредиты на межбанковском рынке покрываются залоговым обеспечением в виде высоколиквидных государственных ценных бумаг или иностранной валюты. Банки Кыргызстана не выдавали межбанковские кредиты без залогового обеспечения.

По состоянию на 30.09.2014 г. восемь банков являлись заемщиками на межбанковском кредитном рынке в виде своп-операций. Остальные коммерческие банки Кыргызстана не имели взаимной задолженности.

В целом, уровень риска «заражения» на межбанковском кредитном рынке Кыргызстана незначителен.

Страновой риск. По состоянию на 30.09.2014 г. банковский сектор КР, по-прежнему, слабо интегрирован в международные финансовые рынки.

Объем активов, размещенных у нерезидентов, составил 13,4 млрд. сомов или 10,4 процента от общего объема активов банковского сектора. Наибольшая концентрация размещений наблюдалась на территории стран ОЭСР - 7,2 процента от общего объема активов.

Основная доля активов, размещенных за рубежом, сосредоточена на корреспондентских или депозитных счетах - в размере 12,3 млрд. сомов или 91,7 процента от общего объема активов, размещенных у нерезидентов.

График 2.9. Географическая структура активов, по состоянию на 30.09.2014 г.

По итогам 9 месяцев 2014 года обязательства банков КР перед нерезидентами составили 18,7 млрд. сомов или 17,9 процента от общего объема обязательств банковского сектора КР. Основной объем ресурсов был привлечен от банков-нерезидентов в виде кредитов и депозитов, составивших 13,4 млрд. сомов или 71,7 процента от общего объема обязательств перед нерезидентами.

В разрезе по срочности обязательств перед нерезидентами, по-прежнему, основная доля приходилась на среднесрочные кредиты.

На 30.09.2014 г. 84,1 процента от общего объема обязательств, привлеченных от нерезидентов, приходятся на 7 банков.

График 2.10. Географическая структура обязательств, по состоянию на 30.09.2014 г.

При этом 84,5 процента от общего объема активов, размещенных зарубежом, приходилось на 7 банков.

По итогам 9 месяцев 2014 года иностранный капитал составил 3,9 млрд. сомов или 35,4 процента от общего объема уставного капитала банковского сектора. Основная доля иностранного капитала приходится на резидентов:

- стран ОЭСР - 14,3 процента;

- Казахстана - 12,1 процента;

- России - 5,1 процента.

График 2.11. Уставный капитал по страновому признаку, по состоянию на 30.09.2014г.

Основными рисками в банковской системе Кыргызской Республики являются:

- нестабильная политическаяобстановка (риск массовых беспорядков)и правовая среда - риски связанные с частым изменением законодательства;

- репутационный риск банковской системы, низкий уровень кредитной культуры и доверия к банковской системе;

- кредитный риск: уровень кредитного риска хотя и остается на приемлемом/контролируемом уровне, однако существуют угрозы для неконтролируемого роста кредитного риска;

- риски корпоративного управления, связанные с уровнем корпоративной культуры субъекта хозяйствования;

- операционный риск, то есть риску бытка от неадекватных или ошибочных внутренних процессов или систем, действий сотрудников или внешних событий. Данное определение, согласно Базеля-2 включает также юридический риск. Недостаточное понимание операционного риска увеличивает вероятность того, что риски останутся незамеченными и неконтролируемыми, что приведет к возможным огромным убыткам банка. Операционный риск не всегда является результатом операционной деятельности банка, а в большой мере-внешним фактором (стихийные митинги, перекрытие дорог, вмешательство в операционную деятельность субъектов хозяйствования), другими словами, любое вмешательство извне:

- человеческий фактор;

- финансовый риск (риск ликвидности, изменение обменного курса и др.);

- уязвимость к влиянию внешних экономических и геополитических шоков;

- неопределенность, связанная со вступлением в Таможенный союз (ТС) и его последствиями на миграции, денежных переводах. Вступление в ТС, что помимо плюсов, несет также возможные риски в части повышения цен товаров и услуг, импортируемых не из стран ТС. Возможно ухудшение экономической ситуации в странах, где трудятся мигранты из Кыргызской Республики, что приведет к снижению денежных переводов и, соответственно, снижению в целом потребительского спроса населения (ухудшение основных макроэкономических показателей КР) и снижению платежеспособности заемщиков;

- макроэкономическая нестабильность и рост госдолга;

- малый объем внутреннего рынка (рост безработицы, низкий темп роста субъектов частного предпринимательства и малого и среднего бизнеса (МСБ);

- усугубление теневой экономики, отсутствие корпоративной культуры у субъектов МСБ и транспарентной отчетности;

- недостаточность внутренних долгосрочных источников ресурсной базы.

Таким образом, можно заключить, что со стороны национального регулятора должно уделяться пристальное внимание функциональным рискам-корпоративный, операционный, стратегический и репутационный риски.