logo
Система обязательного медицинского страхования России. Задачи и функции фондов

2.2 Анализ доходов и расходов Фондов обязательного медицинского страхования в период с 2009 по 2013 годы

Изучив теоретические аспекты состава бюджетов Фондов обязательного медицинского страхования следует, что бюджеты Фондов состоят из доходов, который в свою очередь включает в себя: доходы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, трансферты Федерального бюджета; и расходов, которые включают в себя: расходы по модернизации здравоохранения, расходы по выравниванию финансовых условий деятельности территориальных фондов. Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2013 год и на двухлетний плановый период.

Бюджет фонда на 2013 год и на двухлетний плановый период сформирован с нулевым дефицитом.

Общий объем доходов бюджета Фонда в 2013 году планируется в сумме 1059,3 млрд. рублей, в 2014 году - 1208,8 млрд. рублей, в 2015 году - 1442,5 млрд. рублей. [14]

Если говорить о структуре доходов, то основная часть планируемых доходов (95,2% в 2013 году, 98,4% в 2014 году, 99,9% в 2015 году) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и не работающего населения.[17, с.21]

Объем поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в 2013 году ожидается в сумме 631,8 млрд. рублей, в 2014 году - 727,5 млрд. рублей, в 2015 году - 812,5 млрд. рублей. Платежи работодателей на обязательное медицинское страхование определены, в основном, исходя из тарифа 5,1% с сумм выплат, не превышающих предельную величину облагаемой базы для начисления страховых взносов.

В доходах бюджета Фонда учтены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков. Сумма межбюджетных трансфертов на указанные цели составляет в 2013 году 50,4 млрд. рублей, в 2014 году - 18,8 млрд. рублей, в 2015 году - 1,0 млрд. рублей.

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения учтены в 2013 году в сумме 377,0 млрд. рублей, в 2014 году в сумме 462,5 млрд. рублей, в 2015 году - 629,0 млрд. рублей.[17, с.21]

Необходимо отметить, что, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования», с 2011 года Фонд осуществляет размещение временно свободных средств. В 2013 году средства в объеме процентного дохода, как и в 2012 году, будут направлены на пополнение нормированного страхового запаса.

Данные по ассигнованиям, предусмотренным на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в 2012-2013 годах, приведены в таблице 2. [17 с. 21]

Таблица 2

Основные показатели

2012 год

2013 год

Темп роста, %

Утверждено ФЗ от 30.11.2011 №370-ФЗ

Уд.вес, %

Утверждено ФЗ от 03.12.2012 №217-ФЗ

Уд.вес, %

Расходы, всего

916,3

1059,3

115,6

в том числе:

Субвенции для финансового обеспечения организации медицинского страхования на территориях субъектов РФ

611,5

66,7

985,4

93,0

161,1

В расчете объема субвенций учтено:

Увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, в том числе на повышение оплаты труда работников здравоохранения; Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не ниже плановых значений 2012 года;

Осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи не ниже плановых значений 2012 года.

В 2013 году Фонд продолжит финансирование:

Ш Программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов российской Федерации, нацеленных на повышение качества предоставляемой гражданам Российской Федерации медицинской помощи. На их реализацию планируется направить 52,7 млрд. рублей;

Ш Единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. На эти цели будут направлены остатки средств на 1 января 2013 года, образовавшиеся в связи с неполным исполнением бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, и средства нормированного страхового запаса Фонда;

Ш Расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате родовых сертификатов в сумме 19,03 млрд. рублей. [17 с. 22]

Рассмотрим основные характеристики бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013г.г.[7, 8, 9]

Доходы Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013 г.

Таблица 3 Доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

Доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

2010г.

2011г

2012г.

2013г.

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

Общий объем доходов Фонда ОМС с учетом межбюджетных трансфертов

105,8

100

348,4

100

966,50

100

1 059,30

100

Страховые взносы на обязательно медицинское страхование.

101,1

95,6

326,6

93,7

914,00

94,6

1 008,90

95,2

Трансферты Федерального бюджета

4,7

4,4

21,8

6,3

52,50

5,4

50,40

4,8

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования состоит из доходов по страховым взносом обязательного медицинского страхования работающего и не работающего населения, из межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета.

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования возрастают с каждым годом за период с 2009 года по 2013 год. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета ФФОМС занимают доходы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (от 70,1% до 95,6% ), а наименьший - межбюджетные трансферты Федерального бюджета, при этом их доля уменьшается с каждым годом. Если в 2009 году они занимали 29,9% от общего дохода, то в 2013году их доля будет составлять около 4,8% от общего прогнозируемого дохода.

Рис. 3 Доходы бюджета ФФОМС, всего млрд. руб.

Исходя из данных диаграммы, можно сказать, что доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования возрастают с каждым годом за период с 2009 года по 2013 год (на 2009 год прогнозируемый общий объем доходов составил 119,1 млрд. рублей, а на 2013 год составил уже 1059,3 млрд. рублей).

Рассматривая данную диаграмму, следует сделать вывод, что в основном наблюдается положительная динамика как в увеличении общего объема доходов в сумме, так и в структуре. В результате увеличения страховых взносов в 2011 г. на 2 процентных пункта общий объем страховых взносов на обязательно медицинское страхование за 2011г. составил 336,0 млрд. рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2010г. [25]

Расходы Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013 г.[7,8,9]

Таблица 4 Расходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования