logo
Финансы и кредит / 7

5.4. Фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования в России

Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования РФ, который представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Назначение его состоит в управлении финансами государственного социального страхования.

Основными задачами Фонда социального страхования РФ (ФСС)являются: обеспечение граждан государственными пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, пособиями на санаторно-курортное лечение, а также пособиями на погребение. ФСС участвует в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, осуществлении мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС.

Фонд социального страхования был создан 1 января 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» от 25 декабря 1990 г. денежные средства Фонда находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.

Формируется ФСС за счёт: страховых обязательных взносов работодателей в пределах единого социального налога, страховых взносов граждан, доходов от инвестирования временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольных взносов.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и другие счета в банках.

За официальным названием фонда мы не должны ни на миг потерять главный смысл назначения фонда социального страхования и примыкающего к нему Фонда обязательного медицинского страхования. Это фонды, отвечающие за сохранение генетического фонда здоровья народа, воспроизводство населения. Очевидно, что сложная демографическая ситуация в России связана с недостаточным финансированием социальных программ государством. Для роста финансирования нужны налоги. Гражданский долг каждого из нас – с пониманием относиться к социальным налогам, относиться к ним как к своей первоочередной и даже святой обязанности.

Сложная судьба у отечественного здравоохранения. Бесплатное для населения здравоохранение возникает в значительных масштабах в 1860-х годах XIXв. в процессе земской реформы. Однако и в начале ХХ в. по показателям детской смертности Россия опережала все европейские государства. Это свидетельствовало о запущенности проблемы, долгом недостаточном внимании к нуждам народного здравоохранения.

В отличие от системы образования здравоохранение на практике не входило в число приоритетов советского правительства. Тем не менее, опыт формирования советской системы здравоохранения с такими его принципами, как государственный характер, бесплатность (видимая для граждан), общедоступность, единство, плановое развитие в 1930 – 1970-х годах ХХ в. оказал влияние на формирование стандартов организации систем здравоохранения в мире. В резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения № 61 от 1970 г. именно эти принципы были приняты в качестве образца.

Крах СССР породил серьёзные проблемы в финансировании системы здравоохранения. В условиях рынка широкое распространение получили частные платежи за медицинские услуги. Процесс оказался (будем надеяться, что временно) особенно тяжёлым в связи с падением реальных доходов в 90-е годы ХХ в.

В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введённым в действие с 18 января 1993 г., созданы фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Они, как отмечается в Законе, созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счёт накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской федерации в двух видах: обязательном и добровольном. Система финансирования стала смешанной – бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и др.), а внебюджетные средства – работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления и хозяйствующие субъекты, а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых ресурсов на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания территориальных условий страхования. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В последние годы в России растут взносы на добровольное медицинское страхование. Задача государства – стимулировать в здравоохранении частное финансирование, способствовать тому, чтобы для потребителей, готовых оплачивать услуги самостоятельно, это не замещало государственные гарантии, а дополняло их. Необходимо трансформировать механизмы реализации принципа солидарности в организации медицинского страхования, чётко отделить налоговые составляющие в этой системе, нужные для предоставления услуг здравоохранения низкодоходным группам населения. От собственно страховой части. Последняя вводит зависимость объёма предоставляемых услуг от величины взноса, открывает возможность выбора страховой компании и пакета её услуг.