logo
Результаты внедрения системы аналитической отчетности в кредитной организации

1.1 Основные понятия

Аналитические информационные системы, так же называемые системами класса business intelligence (BI) строятся на принципах и технологиях, отличных от принципов построения других информационных систем современной компании. Их ключевая особенность в том, что они, как правило, не меняют работу существующих информационных систем, а интегрируются с ними и используют содержащуюся в них информацию.

Системы BI представляют из себя специальную модификацию над учетными системами, используемыми на предприятии. Так же такие системы как правило не требуют дорогостоящей замены существующих в организации программных комплексов (системы оперативного управления и системы бухучета) и внедрения систем уровня enterprise resource planning (ERP), что позволяет компании значительно сократить расходы на внедрение. В целом, проекты по внедрению информационно-аналитических систем характеризуются короткими сроками исполнения, низкими рисками и высокой удовлетворенностью клиента.

Другие ключевые особенности аналитических информационных систем - это ориентированность на пользователя, поддержка различных интерфейсов и инструментов анализа данных, позволяющих одинаково эффективно решать задачи на всех уровнях принятия решений в компании - начиная от рядовых сотрудников, и заканчивая топ-менеджерами.

Аналитические системы призваны обеспечить всех сотрудников информацией, необходимой для эффективной работы, во всевозможных гибко настраиваемых разрезах, а также поддерживают выполнение нерегламентированных запросов к анализируемым данным для получения требуемой информации.

Внедрение систем анализа информации позволяет решить следующие задачи:

· Обеспечить сотрудников компании средствами анализа и обработки корпоративных данных

· Снизить затраты компании на работу с информацией

· Обеспечить возможность анализа информации на разных уровнях принятия решений

· Обеспечить оперативность и доступность информации

· Повысить достоверность информации

· Обеспечить архитектуру решения, предоставляющую гибкие возможности адаптации в условиях изменения структуры компании

Для сравнения критериев оценки систем был выбран метод анализа иерархии (МАИ), опирающийся на многокритериальное описание проблемы, данный метод был предложен и описан Т.Л. Саати в своей работе «Принятие решений: метод анализа иерархий». Метод базируется на анализе дерева критериев. В подходе МАИ общие критерии подразделяются на более детальные критерии частного характера. Так же в каждой базовой группе критериев изначально определяются коэффициенты важности. Каждая альтернатива сравнивается между собой по базовым критериям с целью выявления важности каждого из критериев. Попарное сравнение является средством определения относительной важности критериев либо ценности альтернативных критериев. Как правило сравнение происходит по бальной шкале независимыми экспертами. По результату сравнения происходит вычисление коэффициенты значимости критериев, оценка альтернативных критериев и находится сгруппированная оценка, как средневзвешенная взвешенная сумма оценок критериев.

Главная идея описанного метода состоит в разбиении проблемы выбора на базовые составляющие части и обработку суждений лица, принимающего решение. Таким образом мы получаем значимость анализируемых альтернатив для всех критериев, задействованных в находящимся в иерархии.

Для выявления систем, и для первичной подготовки критериев был использован квадрант Garthner. Квадрант представляет собой графическое отображение ситуации на рынке, позволяющее оценить возможности продуктов и самих производителей. Применяется аналитическим агентством Gartner. В своих отчетах Gartner рассматривает не только качество и возможности программного обеспечения, но и характеристики вендора в целом, например, опыт работы с клиентами, всеобъемлющие понимания рынка и бизнес-модели организаций, а так же инновации, маркетинговые стратегии, продажи, планы развития индустрии и т.д.. На основе оценки по ключевым параметрам вендоры разбиваются на 4 группы: лидеры, претенденты на лидерство, дальновидные и нишевые игроки:

Лидеры (Leaders) демонстрируют стабильный прогресс и усилия по всем показателям, по которым проводится оценка. Их действия поднимают уровень конкуренции на рынке, они могут изменить курс развития всей индустрии. Однако производитель, вошедший в группу лидеров, не всегда является наиболее приемлемым, т.к. требования и нужды некоторых покупателей могут быть не удовлетворены.

Претенденты на лидерство (Challengers) зачастую имеют весьма хорошие продукты, удовлетворяющие основным требованиям рынка, и имеют относительно высокий уровень продаж, а также показатель популярности и процент рынка. Высокие показатели в этих значениях позволяют претендентам на лидерство превосходить нишевых игроков. Претенденты обычно обеспечивают себе прибыль не на уровне более совершенных возможностей, а путем конкуренции на уровне базовых функций. BI системы от данных производителей хороши для решения узкоспециализированных задач.

Дальновидные производители программного обеспечения (Visionaries) вкладывают средства в лидирующие технологии, которые ложатся в основу последующих поколений продукта и позволят покупателям получать оперативный доступ к улучшенному управлению и безопасности. Производители из этой группы могут оказывать влияние на развитие отрасли, но не могут воздействовать на лидеров и претендентов на лидерство. Покупатели склонят свой выбор к дальновидным производителям с целью получения не только возможности использования наиболее современных функций ПО, но и более пристального внимания со стороны вендора.

Нишевые игроки (Niche Players) предлагают жизнеспособные решения, которые отвечают основным требованиям покупателей. Маловероятно, что они окажутся в конечном списке закупки, но им стоит дать шанс. Чаще всего эти производители упускают возможности оказать влияние на рынок, но это не означает, что они покорно следуют за лидерами отрасли. Нишевые игроки могут быть ориентированы на небольшие сегменты рынка и часто демонстрируют на них более высокую эффективность, чем лидеры. Покупатели отдают предпочтение производителям этого типа, когда стабильность и фокусировка на нескольких важных функциях и особенностях программного продукта важнее, чем долгосрочные и грандиозные планы развития производителя.