logo
Регулирование банковских рисков

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ РИСКОВ ЦБ РФ

2.1 Управление банковскими рисками Центральным Банком РФ с помощью законодательной базы

Практические меры по регулированию рисков должны ориентироваться не только на технический, но и на фундаментальный анализ их факторов и видов на основе методологии и теории.

Наиболее эффективна методология, определяющая принципы системного подхода к анализу и регулированию банковских рисков современной России.

Важным принципом системного подхода является разработка и совершенствование нормативов, установленных Банком России, которые обязана выполнять каждая кредитная организация в нашей стране.

Для того чтобы подтвердить финансовую состоятельность кредитной организации, Центральный Банк России разработал систему нормативов. Их выполнение является обязательным и постоянно контролируется. Если в результате проверки было обнаружено отклонение от одного из критериев, ЦБ РФ может потребовать выплату штрафа, запретить прием вкладов или банковские операции другого рода, ограничить зарплату, временно взять на себя частичное руководство банком. Крайней мерой будет отзыв лицензии, что автоматически приведет к прекращению кредитной организацией какой-либо банковской деятельности. Обратившись в Центральный Банк, можно временно внести изменения в нормативы. Срок их действия определяется отдельно для каждого конкретного случая. Новые, облегченные нормативы действуют только для конкретного банка.

Существует 9 обязательных нормативов. Инструкцию по их расчетам можно получить на сайте ЦБ РФ. Каждый норматив имеет условное символьное обозначение, состоящее из буквы «Н» и числового кода. Первые 4 пункта из этого списка считаются основными.

· H1- норматив достаточности капитала (максимальное значение 10%);

· H2 - норматив ликвидности мгновенной (минимальное значение 15%);

· H3 - норматив ликвидности текущей (минимальное значение 50%);

· H4 - норматив ликвидности долгосрочной (максимальное значение 120%);

· H6 - предельный риск на отдельного заемщика, а также группу заемщиков, имеющих финансовые связи (максимальное значение 25%);

· H7 - объем кредитного риска, который может возникнуть при заключении крупных сделок (максимальное значение 800%);

· H9.1- предельный объем ссуд, поручительств и гарантий, предоставленных акционерам банка (не более 50%);

· H10.1- общее значение риска по физическим лицам, влияющим на решение банка о предоставлении кредита (не более 3%);

· H12 - объем средств, направляемый банком на покупку акций других организаций или долей в различных фондах (максимальное значение 25%).

Что же такое значимость норматива? Что лежит в основе ее определения? Ответ - риск. Каждый норматив по экономическому смыслу характеризует степень защищенности банка от некоторого риска (в Приложении 1 приведен перечень рисков(в виде таблицы), соответствующих восьми основным обязательным нормативам).

Проведение Центральным Банком анализа банковских рисков состоит в ориентации на разработку мер по их снижению, исходя из реального состояния экономики страны. Первым шагом подхода к анализу рисков является определение цели регулирования рисков, которая традиционно направлена на их минимизацию.

Регулирование рисков, как одно из действий, осуществляемых ЦБ РФ, должно способствовать реализации не только текущих задач, но и стратегии экономического развития страны.

Термин «рисковать» произошел от греческого «rixikon» (утес, лавирование между скалами). В экономических исследованиях и публикациях сохраняется многовариантность этого понятия. В одних определениях (например, вероятность наступления события с негативными последствиями) сделан акцент на причину риска, а его сущность сведена к расплывчатым негативным последствиям, без их уточнения. Другое определение риска (как опасности возникновения непредвиденных потерь) отражает его содержание, но не учитывает вероятность предвиденных, обусловленных потерь.

Обдумав вышеизложенные определения «риска» целесообразно дать краткую, емкую формулировку. Риск - это вероятность потерь при наступлении негативного непредвиденного события или предусмотренных соглашением условных обязательств.

На мой взгляд, также целесообразно наряду с термином «управление рисками» использовать более емкое понятие «регулирование рисков», основанное на принципах системного подхода к снижению вероятности потерь и повышению шанса получить выгоды.

Компонентом подхода Банка России к регулированию банковских рисков является классификация и анализ их факторов, которые влияют на вероятность потерь при наступлении неблагоприятного события. Рассмотрение классификации банковских рисков изложено в Главе 1. В данный момент разберем факторы банковских рисков.

Основные факторы банковских рисков в России

Макроуровень

Микроуровень

· Снижение темпа экономического роста

· Финансово-экономический кризис

· Усиление инфляции

· Ухудшение состояния платежного баланса

· Увеличение государственного долга (внутреннего и внешнего)

· Уменьшение официальных золотовалютных резервов

· Миграция капиталов (чрезмерный приток в страну или отток)

· Нестабильность финансового рынка

· Изменения в законодательстве

· Политические события

· Международный рейтинг страны

· Ухудшение хозяйственно-финансового положения контрагента

· Неплатежеспособность импортера и заемщика

· Неустойчивость курса валюты, в которой номинирована сделка

· Колебания процентных ставок

· Виртуализация сделок

· Электронный интернет-банкинг

· Мошенничество

· Отмывание преступных доходов, финансирование терроризма

· Теневая деятельность

· Непрозрачная информация

· Субъективные факторы

Таким образом, необходимо принимать во внимание внутренние и внешние, традиционные и современные факторы рисков в экономических, в том числе валютных и кредитно-финансовых, отношениях России.

Банки работают в области управляемого риска. Поэтому очень важно уметь прогнозировать и управлять банковскими рисками, а также вовремя оценивать риски на финансовом рынке. Банкам необходима методика анализа и прогноза банковских рисков для получения высоких доходов в будущем. С вопросом прогнозирования и предотвращения рисков банки обращаются к законодательной базе, установленной Центральным Банком Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(БАНКЕ РОССИИ)

Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

(часть первая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, головной кредитной организации банковской группы.

(статья 57.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Статья 57.2. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, проводит оценку качества систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, банковской группы, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации (банковской группы), их соответствия характеру и масштабу совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, включая определение объема и структуры операций как критериев такой оценки. По результатам проведенной оценки в случае выявления несоответствия систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации (банковской группы) установленным Банком России требованиям и (или) характеру и масштабу совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков Банк России в установленном им порядке обязан направить в кредитную организацию (головную кредитную организацию банковской группы) предписание о приведении систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации (банковской группы) в соответствие с требованиями Банка России, характером и масштабом совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровнем и сочетанием принимаемых рисков и (или) об установлении для кредитной организации (банковской группы) индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.

(статья 57.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Статья 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 03.05.2006 N 60-ФЗ;

2) предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; (в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут устанавливаться Банком России для банковских групп.

Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.

Статья 65. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).

Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации, банковской группы определяются как: (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

- отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

- отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Статья 67. Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

Статья 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Статья 69. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 180-ФЗ)

Статья 72.1. Банк России устанавливает требования к банковским методикам управления рисками и моделям количественной оценки рисков, в том числе к качеству используемых в этих моделях данных, применяемым кредитными организациями, в банковских группах для целей оценки активов, расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) и иных обязательных нормативов.

Кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы могут принять на себя обязанность по применению банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в целях расчета обязательных нормативов. Банковские методики управления рисками и модели количественной оценки рисков применяются только на основании выданного Банком России разрешения по ходатайству кредитной организации, головной кредитной организации банковской группы. Порядок получения разрешения на применение банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков устанавливается Банком России.

Порядок оценки качества банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков устанавливается нормативными актами Банка России.

Банк России отказывает в выдаче разрешения в случае, если по результатам проведенной Банком России оценки качества банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков они будут признаны не соответствующими требованиям, установленным Банком России.

Кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп обязаны соблюдать банковские методики управления рисками и модели количественной оценки рисков, на применение которых выдано разрешение Банка России.

Существенное изменение применяемых на основании выданного Банком России разрешения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков допускается только на основании разрешения Банка России, полученного в предусмотренном настоящей статьей порядке. Критерии существенности изменений устанавливаются Банком России.

В случае несоблюдения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, на применение которых выдано разрешение Банка России, Банк России вправе в установленном им порядке потребовать соблюдения указанных банковских методик и моделей, и (или) установить повышенные значения параметров риска, используемых для расчета достаточности капитала, и (или) применить меры, предусмотренные частью первой, абзацем третьим пункта 2, пунктом 6 части второй статьи 74 настоящего Федерального закона.

В случае прекращения соответствия банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков требованиям Банка России Банк России вправе в установленном им порядке потребовать приведения указанных банковских методик и моделей в соответствие с требованиями Банка России, и (или) установить повышенные значения параметров риска, используемых для расчета достаточности капитала, и (или) применить меры, предусмотренные частью первой, абзацем третьим пункта 2, пунктом 6 части второй статьи 74 настоящего Федерального закона.

В случае устранения или изменения оснований для установления повышенных значений параметров риска Банк России принимает решение об их отмене, о чем уведомляет кредитную организацию, головную кредитную организацию банковской группы в порядке, установленном Банком России.

При невыполнении кредитной организацией, головной кредитной организацией банковской группы направленных Банком России в соответствии с настоящей статьей требований Банк России вправе отозвать в установленном им порядке разрешение на применение банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков для целей расчета достаточности капитала.

Статья 75. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.(часть третья введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

«О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

1.2. Резерв на возможные потери (далее - резерв) формируется по:

- балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь, за исключением балансовых активов, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения;

- условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах;

- срочным сделкам, определяемым в качестве таковых Положением Банка России N 385-П, которые исполняются сторонами в срок (дата расчетов по которым приходится на срок) не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения;

- требованиям по получению процентных доходов по кредитным требованиям;

- прочим потерям и обязательствам некредитного характера.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года указанием Банка России от 3декабря 2012 года N 2922-У. - См. предыдущую редакцию)

При формировании резерва необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания операций (сделок) над их юридической формой.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года указанием Банка России от 14июня 2007 года N 1837-У. - См. предыдущую редакцию)

1.3. Под возможными потерями кредитной организации применительно к формированию резерва понимается риск понесения убытков по причине возникновения одного или нескольких следующих обстоятельств:

- неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом кредитной организации по совершенным ею операциям (заключенным ею сделкам) или вследствие неисполнения обязательств лицом, надлежащее исполнение обязательств которого обеспечивается принятым на себя кредитной организацией обязательством;

-обесценение (снижение стоимости) активов кредитной организации;

-увеличение объема обязательств и (или) расходов кредитной организации по сравнению с ранее отраженными в бухгалтерском учете.

1.4. В целях определения размера резерва элементы расчетной базы резерва: остатки на балансовых счетах в соответствии с главой 2 настоящего Положения; контрактные стоимостиусловных обязательств кредитного характера, отражаемые на внебалансовых счетах, в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 настоящего Положения; расчетные величины по

срочным сделкам в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Положения; расчетные величины по прочим потерям и обязательствам некредитного характера, определенные в соответствии с пунктом 6.1 настоящего Положения, за исключением требований (условных обязательств кредитного характера) со сходными характеристиками кредитного риска, сгруппированных в соответствии с главой 4 настоящего Положения в портфель однородных требований (условных обязательств кредитного характера) - классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества:

I категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь и есть основания полагать, что контрагент полностью и своевременно исполнит свои обязательства;

II категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь (например, кредитной организации стало известно о наличии в деятельности контрагента недостатков в управлении, системе внутреннего контроля или других отрицательных аспектов и (или) прогнозируется неблагоприятное развитие ситуации на рынках, на которых работает контрагент);

III категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь (например, констатировано кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента);

IV категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) выявил одновременное наличие потенциальных и умеренных реальных угроз (например, указанных выше) либо существенных реальных угроз частичных потерь (например, имеются затруднения в исполнении контрагентом своих обязательств);

V категория качества - есть достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчетной базы резерва будет полностью потеряна в связи с неисполнением контрагентом договорных обязательств.

Положения Банка России N 254-П и отражающего по каждому элементу расчетной базы величину потерь кредитной организации без учета факта наличия и качества обеспечения (далее - расчетный резерв), определяется в соответствии с показателями таблицы. (см. Приложение 2)

Размер расчетного резерва, определенный в соответствии с требованиями настоящего пункта по условным обязательствам кредитного характера может быть скорректирован на сумму обеспечения в порядке, установленном подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 настоящего Положения.

1.5. При классификации элементов расчетной базы кредитная организация оценивает финансовое положение контрагента с целью выявления вероятности неисполнения либо ненадлежащего исполнения им договорных обязательств.

Оценка финансового положения контрагента производится кредитной организацией исходя из оценки влияния факторов риска, выявленных в результате анализа финансовой отчетности контрагента и других данных о состоянии и финансовых результатах деятельности контрагента, в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) внутренними документами кредитной организации, отвечающими требованиям настоящего Положения.