logo
Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2.1 Права и обязанности страховщика и страхователя при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страховщиком по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является: Фонд Социального Страхования РФ. Он действует на основании Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" О Фонде социального страхования Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства от 12.02.1994 №101 (ред. от 15.05.2014) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - №8. - Ст. 599.. Координацию деятельности Фонда в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Указ Президента от 09.03.2004 №314 (ред. от 22.06.2010) // Российская газета. - 2004. - №50. - Ст. 50. осуществляет Министерство Здравоохранения и Социального Развития.

Особенностью правового положения Фонда Социального Страхования является то, что он выступает в качестве сборщика средств на социальное страхование и, в соответствии со статьей 34 Налогового кодекса РФ, пользуется всеми правами и обязанностями налогового органа.

При этом, Фонд Социального Страхования не входит в структуру органов исполнительной власти и его работники не являются госслужащими. Таким образом, правовое положение Фонда очень противоречиво и нуждается в уточнении.

В целях предупреждения несчастных случаев Фонд Социального Страхования РФ как страховщик использует финансовые механизмы, создающие экономическую заинтересованность страхователя в уменьшении профессионального риска. В частности, страховщик имеет право устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В процессе правоприменения выявляются некоторые трудности в отношении правового статуса страховщика. Так, в соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ, страховщик не имеет право устанавливать факт наступления страхового случая. Он также не предусматривает право страховщика проводить экспертизу страхового случая. При этом такое право страховщика предусмотрено статьей 11 Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. №165-ФЗ. Но и в этом законе нет четкого ответа на важнейший вопрос -- кто именно квалифицирует несчастный случай на производстве как страховой. Более того, согласно Трудовому Кодексу РФ, страховщик не наделен правом обжаловать действия комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и заключений государственных инспекторов труда, что часто приводит к тому, что представленные страхователями или пострадавшими Акты Н-1 не могут быть обжалованы страховщиком, даже если данные акты составлены с нарушениями законодательства.

Следует учитывать, что комиссия по расследованию несчастного случая не несет никакой ответственности ни за квалификацию несчастно случая как страхового, ни за последствия такой квалификации Аврутский И.В. Квалификация страхового случая и ответственность субъектов страхования / И.В. Аврутский // Вестник государственного социального страхования. - 2007. - №8. - С. 49. . Всю ответственность за предоставление страхового обеспечения несет страховщик. Итак, на наш взгляд, необходимо внести изменения как в Федеральный Закон №125-ФЗ, так и в Трудовой Кодекс Российской Федерации и предоставить право страховщику проводить экспертизу страхового случая и право квалифицировать случай как страховой или не страховой.

В правоотношениях по обеспечению застрахованных, страховщик имеет следующие права:

- требовать предоставления достоверных сведений;

- приостанавливать выплаты по страхованию;

- удерживать излишне выплаченные суммы.

Реформирование системы социального страхования сильно осложняется наличием некоторых обязательств страховщика перед группами получателей обеспечения, за которых не выплачиваются страховые взносы.

Так, на страховщике лежит обязанность производить страховые выплаты по «старым» случаям производственного травматизма в виде их отдаленных последствий и профессиональных заболеваний. Около половины средств, выплачиваемых в качестве страхового обеспечения, производится по травмам и заболеваниям, полученным до введения в действие Закона №125-ФЗ.

В российском социально-страховом законодательстве отсутствует срок давности по требованиям пострадавших в связи с проявлением отдаленных последствий производственных травм и профессиональных заболеваний, из-за чего образуется «отложенный спрос» на социальные выплаты в больших размерах. Иллюстрацией может быть то, что на практике, например, работники ростовского регионального отделения Фонда Социального Страхования РФ, не раз сталкивались с ситуациями, когда шахтеры с опытом работы еще на советских предприятиях из соседнего государства СНГ устраивались на короткий срок на вредные производства. Вскоре им и в РФ было диагностировано профессиональное заболевание, а потому назначена ежемесячная страховая выплата Устинова Т.В. Эквивалентность страховых тарифов расходам на страхование / Т.В. Устинова // Вестник государственного социального страхования. - 2005. - №12. - С. 29..

Наличие подобных обязательств страховщика не только является главным аргументом против передачи данного вида социального страхования частным страховым организациям, но также делает спорным финансирование социально-страховой системы только за счет страховых взносов современного поколения работодателей. Данные функции, перепорученные обязательному социальному страхованию профессиональных рисков, отражают то, что оно занимается не вполне страховой деятельностью. Выплаты ведутся группам лиц, за которых ни ранее, ни сейчас страхователи не делали и не делают соответствующие взносы. Неэквивалентные виды социальных обязательств порождены общегосударственными, национальными интересами страны, имеющими политическую и историческую природу. Взносы собираются Фонда Социального Страхования как элемент затрат предприятий на наем рабочей силы только в текущий период время. Логичны требования некоторых специалистов, в которых говорится о необходимости хотя бы частично привлекать средства бюджета, помимо средств, собираемых в качестве страховых взносов. В качестве альтернативы привлечения бюджетных средств возможно заложить при формировании тарифов фиксированную часть взносов современных страхователей, расходуемых на эти цели, как особый компонент солидарных платежей по данному виду социального страхования.

В процедурных правоотношениях страховщик имеет право участвовать в медико-социальной экспертизе, направлять на освидетельствование и участвовать в освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации. Страховщик, также как и страхователь, имеет право защищать интересы застрахованных, в том числе и в суде.

Правовое положение страховщика нуждается в дальнейшем уточнении. Необходимо расширять полномочия Фонда Социального Страхования, в первую очередь предоставив ему право участвовать в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве и осуществлять квалификацию несчастного случая как страхового.

Правовой статус страхователя существенно отличается от правового статуса страховщика.

Страхователем по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31 . - Ст. 3803. Социально-страховая правосубъектность страхователя возникает с момента, регистрации, в качестве страхователя, т.е. плательщика страховых взносов.

Права страхователя, установленные Федеральным Законом 125-ФЗ, касаются, в основном, вопросов, связанных с уплатой, страховых взносов. Во-первых, страхователь имеет право участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу, а, во-вторых, может требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему этих надбавок и скидок.

Значимость этого права связана с тем, что вся система социального страхования от несчастных случаев на производстве строится исходя из того, что по-настоящему эффективной она, может быть только тогда, когда страхователь будет экономически заинтересован в максимально возможном снижении травматизма и заболеваемости работников. Такая экономическая заинтересованность создается путем изменения сумм выплат на страхование в зависимости от того, каков риск производственного травматизма у данного страхователя. Размер страхового тарифа зависит от того, к какому классу профессионального риска относится та экономическая деятельность, которую он осуществляет.