logo
Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1.1 Понятие и принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов обязательного социального страхования, предусмотренных российским законодательством. Для того чтобы раскрыть его понятие, необходимо рассмотреть общие черты социального страхования и их особенности применительно к данному виду социального страхования.

В Федеральном законе от 16 июля 1999 года №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Об основах обязательного социального страхования [Текст] : Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №29 . - Ст. 3686. обязательное социальное страхование определяется как часть государственной системы социальной защиты населения. Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Законодательство Российской Федерации также дает определение объекта обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, под которым понимаются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31 . - Ст. 3803..

На основе анализа законодательства можно сделать вывод, что объектом социального страхования выступает не только риск утраты, уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи несения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми.

Особенностью обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является то, что оно выполняет несколько функций. Во-первых, оно направлено на компенсацию имущественных последствий наступления социального риска. Во-вторых, на систему обязательного социального страхования возложена задача предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации. В-третьих, Российское законодательство не выделяет реабилитацию застрахованных в качестве отдельной функции обязательного социального страхования, но тем не менее она имеет большое социальное, гуманитарное и демографическое значение.

На сегодняшний день, именно усиление эффективности механизмов реабилитации застрахованных является одним из приоритетных направлений развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В России в настоящее время действует множество социальных программ. Так, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Приказ Минтруда России от 10.12.2012 №580н (ред. от 24.05.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» // Российская газета. - 2013. - №15., правила определяют, что за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению страхователем в Фонд социального страхования РФ в текущем финансовом году, подлежат расходы страхователя, в частности:

- на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- на обучение по охране труда отдельных категорий работников;

- на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

- на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- на обеспечение лечебно-профилактическим питанием;

- на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и так далее.

Данные функции присущи всем видам и формам социального страхования, однако обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний характерно тем, что помимо учета и прогнозирования риска, задачей страховой системы является его максимальное снижение. В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации статьей 225, для достижения этой цели проводится обучение в области охраны труда Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ: принят Гос. Думой 21.12.2001; одобрен Советом Федерации от 26.12.2001 (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст. 225., механизм распределения страховых тарифов, скидок и надбавок к ним, которые обеспечивают заинтересованность работодателя в создании безопасных условий труда. В Российской Федерации механизм обучения основам безопасности труда работает достаточно плохо. В лучшем случае на практике работодатели-организации проводят обучение только руководителей структурных подразделений (начальников цехов, отделов и т.д.). Этим самым нарушается статья 225 Трудового кодекса РФ о том, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Петров А.Я. Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда / А.Я. Петров // Трудовое право. - 2008. - №9. - С. 47-52.

В нашей стране преобладает компенсаторная функция социального страхования, недостаточное внимание уделяется функциям предупреждения и реабилитации застрахованных лиц, имеющим большие перспективы. Так, для того, чтобы предотвратить наступление несчастных случаев, необходимо уделить больше внимания функции предупреждения наступления этих случаев, т.е. следует проводить мероприятия, содействующие безопасности и гигиене труда. Так, в соответствии с Конвенцией Международной Организации Труда №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» Конвенция Международной Организации Труда №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Женева. 2006. Ратифицирована ФЗ №265 04.10.2010 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №43. - ст. 5792., государственная политика в сфере труда должна содействовать созданию безопасных условий труда. Решаться эта стратегически актуальная задача должна прежде всего на уровне организаций, в их подразделениях (цехе, участке, отделе и т.д.), на конкретных рабочих местах. Петров А.Я. Указ. соч. с. 52.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направлено также на медицинскую, социальную, и профессиональную реабилитацию пострадавших Трудовой Кодекс РФ. Ст. 184..

Итак, для того, чтобы вышеуказанные функции работали в полной мере, необходимо в кратчайший срок внести изменения и дополнения в Трудовой Кодекс РФ, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Налоговый Кодекс РФ, направленные на кардинальное повышение экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда и обеспечении гигиены труда. Кроме того, в Трудовой Кодекс РФ следовало бы предусмотреть статьи о профилактике правонарушений в сфере охраны труда и профессиональных рисках (опасностях) Петров А.Я. Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда / А.Я. Петров // Трудовое право. - 2008. - №9. - С. 47-52. .

Итак, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является многоаспектным понятием, которое можно характеризовать с разных сторон - экономической, организационной, правовой. С точки зрения права социального обеспечения это система правовых норм, регулирующих отношения по выплате страхового обеспечения в целях возмещения заработка (дохода), утраченного в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания пострадавшему лицу или членам его семьи в случае смерти застрахованного, а также компенсации дополнительных расходов на реабилитацию пострадавшего лица.

Статья 4 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31 . - Ст. 3803. (далее Федеральный Закон №125-ФЗ) определяет принципы осуществления обязательного социального страхования.

Принципы осуществления обязательного социального страхования - это основополагающие идеи и начала, на которых строится система обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2. всеобщий обязательный характер обязательного социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.

3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

5. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования. Так, Фонд социального страхования может проводить внеплановые проверки для контроля работодателей и иных учреждений, которые несут ответственность в соответствии с законом.

6. Обеспечение надзора и общественного контроля. Так, Фонд социального страхования может проводить внеплановые проверки для контроля работодателей и иных учреждений, которые несут ответственность в соответствии с законом.

Судебная практика в отношении дел, касающихся реализации принципа, объемна. Так, Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 20.01.2011 г. по делу № 2-702/11, было установлено требование о взыскании задолженности с ООО «Волгограднефтегазстрой» по страховым взносам в Фонд социального страхования на сумму 59805 рублей 85 копеек Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20.01.2011 г. по делу № 2-702/11 // КонсультантПлюс - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014)..

7. Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Анализ правовых норм позволяет выделить принцип равенства всех перед законом, комплексности страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который выражается в многообразии видов социального обеспечения. Данный принцип способствует индивидуализации и наиболее полной социальной защите пострадавшего и нетрудоспособных членов его семьи.