logo
Анализ рынка безналичных средств в РФ

3.2 Меры по совершенствованию безналичных платежей

Не смотря на положительную динамику безналичных расчетов, в России их доля в общем денежном обороте значительно ниже, чем в развитых странах, в которых этот показатель колеблется в пределах 90-98% [3, c.34]. А это может свидетельствовать о многих проблемах, стоящих перед Россией. Поэтому стратегической целью нашего государства является увеличение доли безналичных расчетов, так как это способствует уменьшению транзакционных издержек, расходов на производство и хранение наличных денег, повышает собираемость налогов, снижает уровень коррумпированности и долю теневого сектора в экономике, ускоряет оборачиваемость денежных средств.

Для достижения этой цели в настоящее время активно предлагаются законодательные акты [21, c.54]. Однако для повышения доли безналичных расчетов в экономике только административных мер явно не достаточно. Необходимо решить такие проблемы, как низкий уровень доверия граждан к банковской системе и безналичным расчетам в частности, низкий уровень финансовой грамотности. Население, как правило, преуменьшает выгоды от использование безналичных расчетов и предпочитает пользоваться наличными деньгами, боясь потерять контроль над своими денежными средствами. Отрицательно сказывается на динамике развития безналичных расчетов и неравномерное развитие банковской инфраструктуры. Если в крупных городах количество безналичных расчетов растет, то в малых городах и селах данная тенденция не просматривается из-за низкого уровня развития, а порой и из-за отсутствия инфраструктур для осуществления безналичных платежей.

Итак, система безналичных расчетов в Российской Федерации активно развивается. В перспективе доля безналичных расчетов будет увеличиваться, однако для этого необходимо стабилизировать безналичное денежное обращение и решить вышеупомянутые проблемы

Для дальнейшего развития рынка платежных карт и повышения эффективности его функционирования считаем возможным предложить следующее:

1. Организовать и проводить постоянно рекламно-просветительскую кампанию.

2. Активно проводить работу по повышению финансовой грамотности населения. Повышение финансовой грамотности населения признано различными экспертами одной из самых насущных задач.

3. Установить обязательные количественные требования для кредитных организаций по инфраструктуре. Специалисты объясняют низкую долю использования карт для оплаты неразвитостью инфраструктуры, отсутствием привычки и недостаточной финансовой грамотностью населения.

4. Назначить региональных представителей платежной системы. В целях координации деятельности кредитных организаций и филиалов - участников платежной системы на территории региона назначить регионального представителя или установить необходимость существования коллегиального органа по развитию, совершенствованию и пропаганде конкретной платежной системы.

5. Стимулировать кредитные организации по новаторству в области развития и совершенствования безналичных расчетов посредством платежных карт.

6. Обязать всех членов платежной системы применять прогрессивные решения по расширению спектра и объемов безналичных расчетов, апробированных в новаторских проектах, внедрение которых пойдет на пользу всем участникам финансово-экономических взаимоотношений.

Таким образом, предложенные меры по развитию рынка платежных карт при его многогранности ни в коей мере не претендуют на абсолютную их полноту. Однако настало время, когда вопросы активизации безналичных расчетов следует поставить перед фундаментальной структурой рынка платежных карт - перед платежными системами. Именно оттуда, из самого сердца функционирования одной из самых современных составляющих рынка розничных банковских услуг должны идти не только инициативы, но и реальное практическое начало.