logo
Анализ рынка безналичных средств в РФ

Структура расчетных правоотношений:

1. Объектом правоотношений являются денежные средства клиента кредитной организации.

2. Содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов [5, c.61].

Субъектами указанных правоотношений являются:

1) плательщик и получатель средств;

2) кредитные организации, обслуживающие плательщика и получателя денежных средств;

3) учреждение, через которые проходит платеж:

4) расчетная сеть ЦБ РФ;

5) кредитные организации;

6) клиринговые центры (финансовые дома).

Далее необходимо разобраться с правами и обязанностями, возникающими в безналичных расчетных правоотношениях, сторон.

Основными правомочиями плательщика и получателя средств являются:

1) право свободно выбирать форму расчетов и закреплять ее в договорах с кредитными организациями;

2) право осуществлять зачет взаимных требований, как посредством кредитных организаций, так и минуя их:

3) право давать обязательные к исполнению банками распоряжения о перечислении денежных средств;

4) право предъявлять претензии либо обращаться в суд в случае нарушения кредитными организациями порядка осуществления платежей, установленного законом либо договором [11, c.94].

При осуществлении расчетов клиент кредитной организации обязан:

1) хранить денежные средства на банковском счете в кредитной организации на условиях и в порядке, определенных законом либо договором;

2) выполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;

3) правильно оформлять платежные документы;

4) платить банку вознаграждение за осуществление расчетно-кассовых операций.

Основные права банков:

1) рекомендовать клиенту наиболее выгодную форму расчетов;

2) производить на основаниях, прямо предусмотренных законодательством, безакцептного и бесспорного списания средств со счета плательщика без согласия последнего;

3) оказывать клиенту дополнительные консультационные услуги;

При осуществлении расчетных операций кредитные организации обязаны:

1) вести банковские счета клиентов;

2) исполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;

3) не вмешиваться в договорные отношения клиентов;

4) осуществлять банковские операции со счетов клиента только по его распоряжению (за исключение случаев безакцептного и бесспорного списания средств);

5) хранить денежные средства клиента на его банковском счете;

6) своевременно и правильно совершать расчетно-кассовые операции;

7) правильно оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными законом;

8) своевременно и правильно зачислять поступающие на банковский счет, открытый клиенту, денежные суммы, выполнять распоряжение клиента об их перечислении и выдаче со счета, а так же о проведении иных банковских операций, предусмотренных законом, банковскими правами либо договором;

9) осуществлять расчеты на условиях добросовестности и разумности.

Таким образом, добросовестность при осуществлении расчетов предусматривает деятельность кредитной организации строго в рамках, установленных непосредственно законом либо договором.