logo
Правовое регулирование органа страхового надзора

Глава 3.Проблемы регулирования деятельности органа страхового дела

В целях защиты граждан и хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить повышение роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений. При этом возрастает значимость укрепления надёжности государственного регулирования и надзора за тарифной политикой страховщиков.

Одной из актуальных проблем страхового рынка остаётся надзорная деятельность. С 2013 года контроль за рынком страховых услуг осуществляется «мегарегулятором» Службой Банка России по финансовым рынкам, который контролирует все секторы финансового рынка, что предполагает наличие единого подхода в регулировании и надзоре за всей финансовой системой. Роль «мегарегулятора» заключается в обеспечении целостного контроля над всеми участниками финансовых рынков. Медведева, О.Е Преимущества и недостатки создания «мегарегулятора» на финансовом рынке // Вектор науки Тольятинского гос. Университета. - 2013. - № 3. - С.356. В частности, это касается платёжеспособности, отчётности, резервов, достаточности капитала, прозрачности качества активов страховщиков. Результатом этого становится ужесточение регулирования страхового рынка, ускорение введения необходимых законодательных актов, повышение оперативности надзорных действий. Ответственно, возникает объективная необходимость перехода на международные стандарты учёта и отчётности, освоения российскими страховщиками

Интеграция российского и европейского страховых рынков определяет необходимость интеграции и страхового права. Аксютина, С.В Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - С.126.Поэтому отечественное страховое законодательство должно основываться на принципах, имеющих место в международных правовых стандартах: добросовестности субъектов страхового рынка, открытости и предсказуемости надзорных действий, финансовой устойчивости и инвестиционной эффективности страховщиков, ответственности всех участников страховых отношений. Следует отметить, что действующая система надзора и регулирования страхового рынка в России аналогична европейской системе, когда надзорные органы обладают ограниченным набором инструментов контроля и в основном всё сводится к поддержанию платёжеспособности страховщиков, контролю правильности формирования и размещения страховых резервов.

Однако создание «мегарегулятора» сподвигло к появлению некоторых проблем, таких как конфликт интересов, возникающих вследствие концентрации у Банка России широких полномочий, возникает целый ряд негативных эффектов, среди которых: а) конфликт интересов, возникающий вследствие концентрации у Банка России множества различных функций; б) снижение гибкости регулирования надзора страхового рынка и финансового рынка в целом; в) унификация регулирования надзора на основе стандартов, в меньшей степени соответствующих передовому опыту, чем стандарты, на которые ориентируется Федеральная Служба по финансовым рынкам; г) резкий рост нагрузки как на орган надзора, количество поднадзорных организаций увеличится примерно в 9 раз, так и на поднадзорные организации, по имеющимся оценкам, примерно в 5 раз. Романова, Н.В Страховой рынок и мегарегулятор // Современные технологии управления. - 2014. - 12. - С.51